Журнал: Вестник Института социологииМакарова Г. И.Значимые события в стратегиях регионального брендирования в Республике Татарстан

Журнал: Вестник Института социологии

Макарова Г. И.

Значимые события в стратегиях регионального брендирования в Республике Татарстан

Макарова Гузель Ильясовна, д.соц.н., доц., Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, Казань, Россия
makarova_guzel@mail.ru

DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.602

ID статьи на сайте журнала: 602


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Макарова Г. И. Значимые события в стратегиях регионального брендирования в Республике Татарстан // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. С. 16-35.
DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.602

Рубрика:

Этничность в поликультурном мире

Аннотация

Переориентация регионализма в России в русло экономического и социокультурного соперничества территорий сделала актуальными стратегии их брендирования. Составной частью этих стратегий стало насыщение регионов разного рода социально-политическими, экономическими, спортивными, культурными событиями. В статье анализируются продвигаемые ими смыслы и значения, репрезентирующие одну из наиболее активных в этом плане республик РФ, лидирующую в реализации мегапроектов, – Республику Татарстан. Анализ проводившихся здесь в 2013–19 гг. международных событий показал, что политические смыслы, связанные с утверждением статуса региона в российском государстве, постепенно отходят на второй план, и акцент в них смещается на интеграцию. В то же время начинают артикулироваться идеи передового, динамично развивающегося региона, центра современных технологий, флагмана новаторских российских проектов. Татарстан претендует также на роль посредника в развитии сотрудничества Российской Федерации со странами тюркского и исламского миров. В свою очередь, спортивные мегасобытия представляют его центральный город в качестве спортивной столицы России, что способствует конструированию позитивного имиджа региона в мире и поддержанию интереса к нему со стороны международного сообщества. Производимые культурными мероприятиями смыслы формируют этноконфессиональный образ республики, который выстраивается прежде всего вокруг идей полиэтнического и поликонфессионального региона с особым вниманием к паритету татарской и русской культур, мусульманства и православия. Сохраняется и значимость выдвинутой в 1990-е гг. формулы центра развития татарской культуры, точки притяжения всех татар, сохранения их этнической идентичности, с одной стороны, и артикуляции этнокультурной отличительности территории как основы развития её культурной экономики – с другой. Анализ обнаружил проводимые элитами «стратегии включения» различных социокультурных групп в культурную жизнь столицы республики, а также региональных и городских активистов ‒ в обсуждение и реализацию планов территориального развития.

Ключевые слова

образ региона, политические, спортивные, культурные события, территориальный брендинг, элиты, Татарстан

Литература

Габдрахманова Г. Ф., Уразманова Р. К. 2017. Мусульманский культ святых у татар волго-уральского региона: особенности формирования и трансформации // Этнографическое обозрение. № 2. С. 58‒75.

Макарова Г. И. 2017. Этнокультурная политика Республики Татарстан: преемственность и новые тренды // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. № 2. С. 35‒42.

Макарычев А. С. 2009. Власть, политика и федерализм в России: уроки «критической теории» // Неприкосновенный запас. № 3. С. 195‒206.

Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 384 с.

Сагитова Л. В. 2016. Этничность в архитектуре регионального развития: опыт постсоветского Татарстана // Этносоциология вчера и сегодня / Отв. ред. Л. В. Остапенко и И. А. Субботина. М.: Институт этнологии и антропологии РАН. С. 319‒326.

Флорида Р. 2014. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства / Пер. Е. Лобкова. М.: Strelka Press. 268 с.

Яцык А. В. 2012. Перформансы в оспариваемых пространствах: стратегии и тактики (случай постсоветской реновации Казани) // XIII апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. М.: ВШЭ. С. 629‒636.

Anholt S. 2007. Competitive Identity. The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. London: Palgrave Macmillan. 160 p.

Appadurai A. 1990. Disjuncture and difference in the global cultural economy 1990 // Theory, Culture & Society. № 7. P. 295‒310.

Kavaratzis M., Ashworth G. J. 2015. Hijacking Culture: The disconnection between place culture and place brands // Town Planning Review. № 86(2). P. 155–176. URL: https://lra.le.ac.uk/bitstream/2381/36553/2/Kavaratzis%20and%20Ashworth%202015%20TPR%20Pre-publication.pdf (Дата посещения: 13.01.2019).

McClinchey K. A. 2008. Urban ethnic festivals, neighborhoods, and the multiple realities of marketing place // Journal of travel & tourism marketing. № 25. 3/4. P. 251–264. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10548400802508309 (Дата посещения: 21.01.2019).

Richards G., Palmer R. 2010. Eventful cities: cultural management and urban revitalization. Oxford: Butterworth-Heinemann. URL: https://www.sciencedirect.com/book/9780750669870/eventful-cities (Дата посещения: 5.02.2019).

Sassen S. 2001. The Global City: New York, London, Tokyo. Princeton: Princeton University Press. 480 p. // URL: https://books.google.kz/books?id=Mv10t_pB1nwC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (Дата посещения: 3.03.2019).

 

Yeoman I., Robertson M., Ali-Knight J., Drummond S., McMahon-Beattie U. 2004. Festival and events management. An international arts and culture perspective. Burlington, MA: Elsevier Butterworth Heinemann. 418 p. // URL: https://b-ok.org/book/931552/091bac (Дата посещения: 23.02.2019).

 

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 31, 2019
>> Архив журнала