Журнал: Вестник Института социологииКульпина К. П., Прудник А. В.Обращения граждан как паллиатив гражданского участия в самоуправлении и социальной политике

Журнал: Вестник Института социологии

Кульпина К. П., Прудник А. В.

Обращения граждан как паллиатив гражданского участия в самоуправлении и социальной политике

Кульпина Клавдия Павловна ,
balss@yandex.ru

Прудник Александр Васильевич , старший научный сотрудник
soc@sandy.ru


ID статьи на сайте журнала: 63


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Кульпина К. П., Прудник А. В. Обращения граждан как паллиатив гражданского участия в самоуправлении и социальной политике // Вестник Института социологии. 2010. Том 1. № 1. С. 154-178.
DOI:

Рубрика:

Тема номера: Социальная политика российского государства

Аннотация

Авторы рассматривают обращения граждан во властные структуры как полумеру, как элемент участия населения в формировании и реализации социальной политики, который нельзя отнести к полноценному участию граждан в управлении делами общества и государства. Непосредственное участие большинства российских граждан в управлении делами государства и общества слабо развито, его влияние на социальную политику государства не может быть весомым по определению, за исключением, пожалуй, стихийных всплесков протестной активности. Обращения граждан в органы исполнительной власти является одной из форм участия в постановке целей социальной политики в муниципальных образованиях. В статье показано, что и чиновники, и граждане нередко воспринимают рассмотрение обращения как милость, а не обязанность власти. Использование обращений как инструмента политической борьбы партий и политиков за власть неэффективно и вредно, поскольку оно отодвигает социальную проблематику местных сообществ на второй план. В итоге это может дезориентировать власть, исказить информацию о насущных проблемах граждан региона и их потребностях. Кроме того, подразделения власти, специализирующиеся на приёме обращений и работе с ними, по закону обязаны рассмотреть обращения и дать заявителю ответ по существу, поэтому искусственное увеличение количества обращений и подписантов может парализовать работу сотрудников аппарата, работающего с обращениями о насущных нуждах граждан. Каждая властная структура имеет тенденцию расширяться, собирать и перерабатывать всё больше информации, не имеющей прямого отношения к её основным функциям. Анализ обращений населения показывает не только разобщённость граждан при решении сходных насущных вопросов своей жизни, но и стремление заявителей, пытающихся решить его только своими силами, в одиночку. По этим причинам обращения как элемент участия населения в формировании и реализации социальной политики нельзя отнести к полноценному участию граждан в управлении делами общества и государства. Это полумера, а не главный путь активизации граждан в решении своих проблем.

Ключевые слова

гражданское участие, гражданское общество, самоуправление, обращения граждан, социальная политика.

Литература

1. Состоялось ли Гражданское общество в России (Круглый стол) // Социологические исследования. 2007. № 1.

2. Seligman A. B. The Idea of Civil Society. N.Y.: Princeton University Press, 1992.

3. Вебер М. Бюрократия // Классики теории государственного управления: американская школа. Хрестоматия. Сост. Д. Шафритц, А. Хайд. М.: Издательство МГУ им. М. В.Ломоносова, 2003.

4. Подъячев К. В. Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления как форма гражданского участия. Автореф. дис. канд. полит. наук. 23.00.02. М., 2007.

5. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 4 (96). Июль – август.

6. Солженицын А. И. Что нам по силам? // Аргументы и факты. 2008. 30 января.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 1, 2010
>> Архив журнала