Журнал: Социологические исследованияОсипов А. М.Учительство в контексте социологии образования: теоретические подходы и приоритеты исследований

Журнал: Социологические исследования

Осипов А. М.

Учительство в контексте социологии образования: теоретические подходы и приоритеты исследований

Осипов Александр Михайлович ,
osipov.al58@gmail.com


ID статьи на сайте журнала: 7097


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Осипов А. М. Учительство в контексте социологии образования: теоретические подходы и приоритеты исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 45-52.
DOI:

Рубрика:

Социология образования

Аннотация

В статье рассматривается состояние исследований учительства и обосновывается целесообразность применения в их концептуальных основаниях базовых теоретических конструкций социологии образования, прежде всего описывающих институциональные функции образования в обществе и структуру образования, не ограниченную рамками учреждений формального образования. При опоре на эти конструкции удается выявить противоречия учительского труда, черты профессиональной культуры учительства, особенности учительства как социально-профессиональной группы. Это же условие служит более полноценному представлению об учительстве как одной из важнейших областей в социологии образования.

Ключевые слова

учительство; социология образования; институциональные функции образования; структура сферы образования; противоречия учительского труда; профессиональная культура учительства

Литература

Глобальная социология образования: зарубежный опыт решения социальных проблем в сфере образования / Под ред. А.М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ, 2015.

Гордин А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. М.: Просвещение, 1977.

Зарубежная социология образования / Под ред. А.М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ, 2014.

Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Учительство как социально-профессиональная общность: проблемы методологии и методики исследования. Сургут: СурГПУ, 2012.

Зборовский Г.Е. Уроки неудавшейся модернизации образования // Социальная стратегия российской системы образования. СПб.: РГПУ, 2011. C. 39–44.

Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства. М.: Луч, 1992.

Иванова В.А., Матвеева Н.А., Осипов А.М., Рысакова П.И. Современная социология образования в России: некоторые итоги и проблемы развития // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 95–103.

Колесникова Е.М. Педагог и образование в СМИ. В кн.: Профессиональные группы: динамика и трансформация. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2009. С. 191–207.

Корнилова М.В. Социальный портрет учителя: идеальная модель и реальность // Наука через призму времени. 2017. № 5. С. 135–144.

Матвеева Н.А. (науч. ред.) Оценка качества педагогического образования в региональном профильном вузе. Барнаул: АлтГПА, 2011.

Осипов А.М., Иванова В.А. Институциональные функции – пороговая проблема современной социологии образования // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 117–124.

Осипов А.М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 137–148.

Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

Осипов А.М., Иванов С.В. Университет как региональная корпорация // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 162–172.

Смирнова Е.Э. (ред.) Учитель. Школа. Общество. Социологический очерк 90-х. СПб.: ГУПМ, 1995.

Тумалев В.В. Учительство в ситуации социально-политических перемен. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1995.

Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образования глазами учителей и преподавателей // Социологические исследования. 2014. № 11. С. 103–107.

Яновский Р.Г. (отв. ред.) Социальное развитие советской интеллигенции. М.: Наука, 1986.

Bennet K., LeComte M. The Way Schools Work. New York: Longman, 1995.

Bernstein B. Class, Codes and Control: Vol. 4. L.: Routledge, 1990.

Entzioni A. The Semi-Professions and Their Organization: Teachers, Nurses, Social Workers. N.Y.: The Free Press, 1969.

Goodson I.F., Hargreaves A. (eds) Teachers’ Professional Lives. L.: Falmer Press, 1996.

McLaren P. Life in Schools. New York: Longman, 1989.

Rouston R., Haberman M., Sikula J. (eds) Handbook of Research on Teacher Education. New York: McMillan, 1990.

Waller W. The Sociology of Teaching. New York: John Wiley, 1932.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 3, 2018
>> Архив журнала