Журнал: Социологические исследованияИсаева В. Б.Теория депривации как инструмент изучения нетрадиционной религиозности

Журнал: Социологические исследования

Исаева В. Б.

Теория депривации как инструмент изучения нетрадиционной религиозности

Исаева Валентина Борисовна , ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН – филиала ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
vbisaeva@gmail.com


ID статьи на сайте журнала: 7811


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Исаева В. Б. Теория депривации как инструмент изучения нетрадиционной религиозности // Социологические исследования. 2019. № 9. С. 39-50.
DOI:

Рубрика:

Теория. Методология

Аннотация

В статье обсуждены объяснительные возможности социологической теории депривации как методологического инструмента исследования нетрадиционной религиозности. Проводится аналитическое рассмотрение и сравнительный анализ четырех концептуальных моделей религиозной конверсии по учету эффекта лишений: институциональной (Ч. Глок) и рыночной (Р. Старк и У. Бэйнбридж), неотрадиционалистской (П. Норрис и Р. Инглхарт) и экзистенциальной (Р. Старк). Автор фокусируется на двух основных аспектах проблематики применения депривационного подхода в социологии религии – культурной и структурной обусловленности лишений. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости учитывать разные уровни процессов формирования лишений – социетальный и индивидуальный, и разные их аспекты – структурные/материальные и культурные/духовные.

Ключевые слова

нетрадиционная религиозность; религиозная конверсия; теория депривации; концептуальная модель; социальное исключение; модернизация

Литература

Исаева В.Б. Современные концептуальные модели социологии конверсии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 166. С. 108–113. [Isaeva V. (2014) Modern Conceptual Sociological Models of Religious Conversion. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [News Herzen University Journal of Humanities and Sciences]. No. 166: 108–113. (In Russ.)]

Исаева В.Б. Социологические исследования религиозной конверсии в зарубежной научной традиции: классические концептуальные модели // Научное обозрение. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2013. № 6. С. 28–36. [Isaeva V. (2013) Classical Models of Religious Conversation. Novoe obozrenie. Seriya 2. Gumanitarnye nauki [New Review. Series 2. Humanitarian Sciences]. No. 6: 28–36. (In Russ.)]

Ярошенко С. Синдром бедности // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 43–50. [Yaroshenko S. (1994) Poverty Syndrome. Sotsiologicheskij zhurnal [Sociological Journal]. No. 2: 43–50. (In Russ.)]

Ярошенко С. Четыре социологических объяснения бедности // Социологические исследования. 2006. № 7. С. 34–42. [Yaroshenko S. (2006) Four Sociological Explanations of Poverty. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 7: 34–42. (In Russ.)]

Davie G. (1994) Religion in Britain since 1945. Believing without Belonging. Oxford: Blackwell.

Furseth I., Repstadt P. (2006) An Introduction to the Sociology of Religion. Classical and Contemporary Perspectives. Burlington, VT: Ashgate.

Glock C.Y. (1964) The Role of Deprivation in the Origin and Evolution of Religious Groups. In: Lee R., Marty M.E. (eds) Religion and Social Conflict. New York: Oxford University Press.

Glock C.Y., Stark R. (1965) Religion and Society in Tension. Chicago: Rand McNally.

Gurr T.R. (1970) Why Men Rebel? Princenton, NJ: Princeton University Press.

Inglehart R., Norris P. (2004/2011) Sacred and Secular: Religion and Politics Worldwide. Cambridge: Cambridge University Press.

Lofland J., Stark R. (1965) Becoming a World Saver: a Theory of Conversion to a Deviant Perspective. American Sociological Review. Vol. 34. No. 3: 862–875.

Luckmann T. (1967) The Invisible Religion. New York: Macmillan.

Niebuhr H.R. (1957) The Social Sources of Denominationalism. New York: World Publishing.

Robertson R. (1970) The Sociological Interpretation of Religion. Oxford: Basil Blackwell.

Stark R. (2015) The Triumph of Faith: Why the World Is More Religious than Ever. Wilmington, DE: ISI Books.

Stark R. (2003) Upper Class Ascetism: Social Origins of Ascetic Movements and Medieval Saints. Review of Religious Research. Vol. 45. No. 1: 5–19.

Stark R., Bainbridge W.S. (1996/1987) A Theory of Religion. New Jersey: Rutgers University Press.

Wilson B.R. (1961) Sects and Society: a Sociological Study of the Elim Tabernacle, Christian Science, and Christadelphians. Berkeley; Los Angeles: University of California Press.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 9, 2019
>> Архив журнала