Журнал: Социологические исследованияРязанцев С. В., Ростовская Т. К., Плетнева Ю. Э., Очирова Г. Н.Уехать или остаться? Миграционные установки участников программы «Глобальное образование»

Журнал: Социологические исследования

Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Плетнева Ю. Э., Очирова Г. Н.

Уехать или остаться? Миграционные установки участников программы «Глобальное образование»

Рязанцев Сергей Васильевич , директор Института демографических исследований ФНИСЦ РАН; зав. кафедрой демографической и миграционной политики Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, Москва, Россия
riazan@mail.ru

Ростовская Тамара Керимовна , зам. директора Института демографических исследований ФНИСЦ РАН; профессор кафедры социологии, политологии и нормативно-правового регулирования промышленного развития Московского государственного технологического университета «СТАНКИН», Москва, Россия
rostovskaya.tamara@mail.ru

Плетнева Юлия Эдуардовна , младший научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
julpletneva@yandex.ru

Очирова Галина Николаевна , младший научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
galinaochirova93@gmail.com


ID статьи на сайте журнала: 8416


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Плетнева Ю. Э., Очирова Г. Н. Уехать или остаться? Миграционные установки участников программы «Глобальное образование» // Социологические исследования. 2020. № 12. С. 65-74.
DOI:

Рубрика:

Демография. Миграция

Аннотация

В статье представлены результаты исследования миграционных установок участников государственной грантовой программы «Глобальное образование». Проанализированы факторы, влияющие на формирование миграционных намерений высококвалифицированных специалистов в современных социально-экономических условиях. Также изучены официальные данные оператора программы «Сколково» и нормативно-правовые акты, регулирующие процесс реализации программы «Глобальное образование», с целью определения специфики и условий получения гранта. Эмпирической основой исследования послужили результаты анонимного анкетирования и полуструктурированных глубинных интервью с участниками программы. Исследование показало, что миграционные установки выпускников программы после отработки обязательств остаются высокими. Основными притягивающими факторами в странах иммиграции выступают качество и уровень жизни, карьерные возможности и заработная плата. Другие важные факторы, влияющие на миграционные намерения, – несоответствие между ожиданиями и реалиями отработки в России (отсутствие возможностей применения полученных знаний, деквалификация, работа не по специальности и пр.) и реверсивный культурный шок. Так, доля рассматривающих вариант эмиграции после отработки выше среди тех, кто уже вернулся в Россию, чем среди тех, кто на момент прохождения опроса находился на обучении или еще не начал учебу. Кроме того, значительная часть участников рассматривает вариант эмиграции из России преимущественно в ту страну, где получали образование и, возможно, уже имеют сложившиеся социальные и рабочие связи. Результаты исследования показали, что ряд респондентов столкнулись с проблемами трудоустройства в рамках отработки обязательств по программе.

Ключевые слова

эмиграция; миграционные установки; факторы миграции; академическая мобильность; высококвалифицированные специалисты; программа «Глобальное образование»

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 12, 2020
>> Архив журнала