Журнал: Социологические исследованияИбрагимова З. Ф., Франц М. В.Динамический анализ неравенства достижений и возможностей в российском школьном образовании

Журнал: Социологические исследования

Ибрагимова З. Ф., Франц М. В.

Динамический анализ неравенства достижений и возможностей в российском школьном образовании

Ибрагимова Зульфия Фануровна ,
badertdinova@mail.ru

Франц Марина Валерьевна ,
tan-marina@mail.ru


ID статьи на сайте журнала: 8792


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Ибрагимова З. Ф., Франц М. В. Динамический анализ неравенства достижений и возможностей в российском школьном образовании // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 54-64.
DOI:

Рубрика:

Социология образования

Аннотация

Представлен анализ динамики неравенства возможностей в образовательных достижениях российских школьников на базе данных «Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся» (PISA) за 2003–2018 гг. Методика основана на параметрическом подходе и ex-ante – определении равенства возможностей. Установлено, что динамика неравенства образовательных достижений довольно неустойчива, имеет тренд к сокращению по всем рассматриваемым направлениям грамотности. Выше всего уровень неравенства возможностей в читательской грамотности. Выявлено, что вклад семейного бэкграунда в неравенство возможностей грамотности приблизительно 60–80%, при этом практически одинаково важен как его материальный, так и образовательно-культурный аспект. Также значим пространственный фактор, его роль имеет тенденцию к нарастанию в последние годы. Значителен вклад фактора пола в неравенство возможностей в отношении читательской грамотности.

Ключевые слова

неравенство возможностей в образовании; индивидуальные достижения; факторы-обстоятельства; факторы-усилия; PISA

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 9, 2021
>> Архив журнала