Журнал: Социологические исследованияОсипов А. М.К теории образовательной политики

Журнал: Социологические исследования

Осипов А. М.

К теории образовательной политики

Осипов Александр Михайлович ,
osipov.al58@gmail.com


ID статьи на сайте журнала: 8993


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Осипов А. М. К теории образовательной политики // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 23-33.
DOI:

Рубрика:

Социология образования

Аннотация

Автор обосновывает значимость образовательной политики и выработки соответствующей теории в современной социологии образования. Акцентируется отставание социологической разработки названных проблем в мире и России, а также нарастающая критика образовательной политики со стороны разных научных дисциплин и профессионального сознания отраслевого персонала. Такая реакция требует обобщения и решения теоретических вопросов в контексте социологии. Автор увязывает определение понятия, структуры, принципов и критериев эффективности государственной образовательной политики с базовыми идеями социологии образования, концепциями его институциональных функций и структуры как социальной системы, что, по его мнению, обеспечит не только интеграцию исследований, но и перспективу выхода государственной образовательной политики из кризиса, устойчивое предотвращение бюропатологий в российском образовании.

Ключевые слова

образование; социология образования; образовательная политика; принципы образовательной политики; теория образовательной политики

Литература

Глобальная социология образования / Под ред. В. А. Ивановой, А. М. Осипова; Великий Новгород: НовГУ, 2012.

Донских О. А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 35–46.

Куцев Г. Ф. Социология современного образования: учебник. М.: Логос, 2016.

Менеджмент в образовании: учебник и практикум / Под ред. С. Ю. Трапицына. М.: ЮРАЙТ, 2018.

Осипов А. М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 137–148. DOI: 10.7868/S0132162517080153.

Осипов А. М. Бюропатология и бумажный прессинг в российском образовании // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. № 4. С. 953–966.

Осипов А. М. Рыночные механизмы – социальный тупик российского образования // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 62–73.

Осипов А. М., Матвеев В. В., Матвеева Н. А., Воронцова Т. И. Школьные администраторы: агенты и жертвы бумажного прессинга // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 72–80.

Полутин С. В., Мананникова Ю. В. Процессы бюрократизации и дебюрократизации учительского труда и их влияние на качество профессиональной деятельности педагогов // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 1. С. 75–97. DOI: 10.15507/1991-9468.098.024.202001.075-097.

Смолин О. Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 91–101. № 7. С. 30–37.

Социология образования: учебник и практикум для вузов / Под ред. А. М. Осипова. М.: ЮРАЙТ, 2019.

Сульдина Л. Собрать воедино // Аккредитация в образовании. 2017. 25 сентября. № 5 (97). URL: https://akvobr.ru/v_gosdume_obsudili_edinoe_obrazovatelnoye_prostranstvo.html (дата обращения: 18.08.2021).

Трубникова Е. И. «Красные ленты» в сфере науки и образования // Высшее образование в России. 2018. № 1. С. 108–121.

Тхагапсоев Х. Г., Сапунов М. Б. Российская образовательная реальность и ее превращенные фор- мы // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 87–97.

Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании / Под ред. А. М. Осипова. Великий Новгород: Виконт, 2020.

Яковлева Н. Г. Социальные последствия финансиализации образования // Социологические исследо- вания. 2019. Том 45. № 12. С. 104–114. DOI: 10.31857/S013216250007744-1.

Ball S. J. (ed.) Governing by Numbers: Education, governance, and the tyranny of numbers. L.: Routledge, 2018.

Ballantine J. H., F. M. Hammack, J. Stuber. The Sociology of Education: A Systematic Analysis. 8th edition. N.Y.: Routledge, 2017.

Cox W. F. Tyranny through Public Education. Fairfax: Allegiance Press, 2004. DOI: 10.31857/S013216250007744-1.

Girox H. (ed.) Rethinking Higher Education in a Time of Tyranny? // Revista Cientifica RUNAE. 2017. № 02. P. 13–29.

Fitzgerald T. The tyranny of bureaucracy // Educational Management Administration & Leadership. 2009. 37 (1). P. 51–65.

Humes W. The “Iron Cage” of Educational Bureaucracy // British Journal of Educational Studies. 2021. 09 March. DOI: 10.1080/00071005.2021.1899129.

Levinson D. L. et al. (eds) Education and Sociology: An Encyclopedia. N.Y.: Routledge Falmer, 2002.

Lumby J. Distributed leadership and bureaucracy // Educational Management Administration & Leadership. 2017. 47 (1). P. 5–19.

Saha J. L. International Encyclopedia of the Sociology of Education. Oxford: Pergamon, 1997.

Wilson S., Adshead G. The Tyranny of the Bureaucrats // Philosophy, Psychiatry, & Psychology. 2008. 15 (1). P. 57–67.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 2, 2022
>> Архив журнала