Журнал: Вестник Института социологииАксёнова О. В.Традиция в российской современности

Журнал: Вестник Института социологии

Аксёнова О. В.

Традиция в российской современности

Аксёнова Ольга Владимировна, д.соц.н. главный научный сотрудник Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
illaio@yandex.ru

DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.1

ID статьи на сайте журнала: 962


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Аксёнова О. В. Традиция в российской современности // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 2. С. 8-12.
DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.1. EDN: PSCHFD

Текст статьи

Тема текущего выпуска – социология религии, одна из наиболее сложных и многомерных отраслей социологической науки. Главные ее трудности, с нашей точки зрения, связаны с изменчивостью современного мира и с трансформациями самой религии, несмотря на кажимость ее константности в веках и тысячелетиях. Религия во всех её аспектах и ипостасях, от институциональных до глубоко личностных, связана с социумом, включая его светскую часть. Ее внутренние изменения во многом обусловлены современными социально-экономическими и социокультурными тенденциями, стремительно сменяющими друг друга и влияющими на все общество.

Религия, как и отечественная традиция в целом вот уже третье столетие (если отсчет вести от русской социальной мысли XIX века) остается предметом рефлексии, анализа и дискуссий философов и социологов. В настоящее время ее исследования приобрели особую актуальность в связи с начавшимся разрушением глобального миропорядка, поиском страной социокультурных оснований собственного развития и поиском ее гражданами своей идентификации, своей устойчивой позиции среди бурных перемен. В социологии возникает необходимость в новых интерпретациях, концептах, подходах и методах изучения религии в постоянно меняющейся современности.

Выпуск и тему номера открывает статья М.Ю. Смирнова (Санкт-Петербург) «Исследование религии в контексте современной секуляризации: поиск подхода». Автор рассматривает проблемы, связанные с необходимостью пересмотра трактовок религии и методологии её исследования, приведения их в соответствие реальному состоянию религиозных сообществ в современном мире. По его мнению, значимым для изучения религии, является, во-первых, влияние на религиозные организации современного секулярного государства,  во-вторых, маргинализация доктринального содержания религий, выраженная в его заметном замещении внешней конфессиональной маркировкой как знаком гражданской идентичности при диффузии вероучительных и теологических оснований. Религия в условиях секуляризации все больше осваивает языки светской культуры и политики, становясь при этом более понятной и для самой себя. Поэтому социологическое исследование религий может и должно осуществляться с позиции их секулярного существования.

Статья О.А. Балабейкиной (Санкт-Петербург) «Проблема оценки конфессионального состава и уровня религиозности населения стран и регионов» также посвящено методологическим проблемам изучения религии, в данном случае, проблемам теории и практики сбора эмпирических данных, необходимых для определения уровня религиозности населения. Автор использует как пример Евангелическую лютеранскую церковь Дании (ЕЛЦД) как религиозную организацию, данные о численности и активности адептов которой можно отследить за несколько десятилетий. На основании полученных результатов фиксируются различия в уровне религиозности жителей разных регионов Дании. Официальные статистические базы в данном случае содержат информацию не только о членстве, но и об участии в религиозных обрядах. Однако подобная модель сбора информации эффективна лишь в том случае, если устройство религиозно-государственных взаимоотношений предполагает сбор и агрегацию таких данных.

Две следующие статьи содержат результаты исследования религиозного сознания студентов Нижнего Новгорода и ретроспективный анализ особенностей религиозности донского казачества. Историческая ретроспектива в данном случае дополняет исследования современной ситуации, позволяя избежать мифологизированных сравнений с прошлым.

 

В статье Г.С. Широкаловой (Нижний Новогород), Н.В. Дулиной (Волгоград), Е.И. Прониной (Москва) «Особенности религиозного сознания нижегородского студенчества» анализируется структура религиозности студенческой молодежи Нижнего Новгорода, среди которой представлены все основные конфессии России. Целью исследования было выявление значимости для молодежи регулирующей функции традиционных религий. Авторы приходят к выводу, что мировоззрение студентов обусловлено современным технологическим укладом. Их значительная часть критична по отношению к религии, склонна к вере в непознанное сверхъестественное, индифферентна или атеистична. При этом большинство студентов осознает важность традиционных ценностей, включая религию, для культуры. Авторский вопрос: «Наши страны многоконфессиональны. Разделяете ли Вы мнение: «Бог один, а религии разные»?» позволил измерить не только глубину веры в истинность религии, с которой идентифицирует себя респондент, но и подсознательную готовность к межконфессиональному диалогу. Также исследование подтвердило уменьшение значения религии в вопросе выбора спутника жизни и обеспечении крепости семьи. Параллельно падает значимость религиозных обрядов, знаменующих различные жизненные этапы. Главный вывод, который делают авторы, таков: сохраняется уважительно-индифферентное отношение к традиционным религиям на фоне снижения личностной значимости религии как социального института.

В работе А.П. Скорика (Новочеркасск) и А.В. Шадриной (Ростов-на-Дону) «Социовитальный характер религиозности в повседневности донского казачества» представлен анализ трансформаций религиозной веры донских казаков, которая изначально много шире религиозного чувства как такового. Православие на Дону было и остается основной конфессией, но также присутствуют и иные верования. Так, казаки-калмыки и в наши дни сохраняют буддистское (ламаистское) вероисповедание. Есть казаки-старообрядцы, исторически среди казачества присутствовали различные сектантские течения. Особенность религиозности казачества, по мнению авторов, заключается в рационалистическом отношении к вере. Казачий прагматизм обусловлен изначальным воинским типом религиозности, сформировавшейся на фронтирной территории Дикого Поля.1 При этом значение религии в жизни казаков всегда было велико, соответственным было и отношение к ее институтам. Так, Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске является исторически вторым из трёх Патриарших соборов в современной России.

Рубрика «Патриотизм и мягкая сила России» представлена двумя статьями, которые объединяет взаимная связь их предметов. В статье М.С. Ивченковой и И.И. Буханского (Москва) рассматриваются теоретические подходы к анализу патриотизма и их применение в интерпретации эмпирических данных. Целью работы является создание методологического аппарата для изучения патриотизма как социокультурного феномена. Авторы проанализировали различные определения категории патриотизма, пришли к выводу о методологической значимости деятельно-активистской концептуализации феномена, предложенной И.А. Халий. В итоге они сформулировали собственное определение патриотизма, которое включает в себя вхождение в некое надындивидуальное пространство, его эмоциональные, ценностные и деятельностные аспекты. В статье также показана сложность операционализации данной категории, обусловленная тем, что она имеет не только весьма различные научные трактовки, но и разное понимание современными россиянами. Перспективным, по мнению авторов, может быть и аксиологический подход, дополненный идентификационной и социокультурной составляющими.

Статья А.Л. Андреева и И.А. Андреева (Москва) «Россия в современном мире: потенциал мягкой силы» посвящена комплексной характеристике российской стратегии наращивания и использования так называемой мягкой силы (a soft power). Авторы исходят из того, что будущее России как мировой державы существенным образом зависит от ее способности генерировать и наращивать импульсы мягкой силы. В состав российской мягкой силы входят унаследованный от СССР авторитет в сфере науки и культуры, статус одного из основателей ООН, разветвленная сеть связей в интеллектуальных и политических элитах различных стран. Влияние России снизилось за 1990-е годы до исторического минимума и стало усиливаться лишь с укреплением политических основ российской государственности, начавшимся приблизительно с 2004 г. Однако достижений прошлого для результативности стратегии мягкой силы недостаточно. Авторы показывают также необходимость всесторонней проработки образов будущего и концептуальных основ теории социально-исторического развития для успеха российской мягкой силы на мировой арене.

В рубрике «Проблемы образования и воспитания в современной России» две статьи. В обеих представлены исследования, имеющие важное значение для понимания процессов становления личности на разных жизненных этапах. В статье З.Е. Дорофеевой и П.М. Козыревой (Москва) «Вовлеченность современных родителей в практики, связанные с детьми» анализируются практики вовлеченности современных родителей в воспитание детей. Они включает в себя ряд совместных занятий от чтения до проведения отпуска, практики получения информации и обучения воспитанию уже самих родителей. В работе выявлены корреляции и связи вовлеченности родителей с рядом индивидуальных показателей для родителей и для детей. Обнаружен дополнительный характер вовлеченности отцов. Выявлена разная степень участия родителей в воспитании детей разного возраста. Авторы делают ряд весьма значимых для последующих исследований социализации выводов. Уровень образования родителей ожидаемо связан с уровнем вовлеченности, но довольно неожиданной оказалась положительная связь с ним числа рабочих часов отцов. . Вовлеченность материнская является при этом более стабильной и устойчивой.

Статья А.Н. Фатенкова, И.В. Ситниковой (Нижний Новгород) «Профессионально-образовательные ориентации студентов как индикатор субъектности в сфере высшего образования (на примере вузов Нижнего Новгорода)» посвящена другой стадии социализации и весьма сложному предмету субъектности, которая рассматривается в связи с профессионально-субъектными ориентациями студентов. Авторы полагают, что данные ориентации студентов могут рассматриваться как её надежный индикатор в этой социальной группе. В результате анализа были выделены пять групп студентов с различными мотивационными ориентирами. Три группы с четкой, вполне осознаваемой профессионально-образовательной стратегией, а две группы – с размытой, не вполне осознанно выстраиваемой профессионально-образовательной траекторией. В итоге зафиксировано снижение уровня студенческой субъектности ниже традиционно ожидаемой. По этой причине необходимо отслеживать динамику колебаний уровней субъектности обучающихся в вузах. Разработанный авторами и проверенный на практике инструментарий позволяет это осуществлять регулярно. Также важно исследовать и уровень субъектности профессорско-преподавательского состава вузов и других учебных заведений.

Статьи, представленные в рубрике «Трансформации социокультурной традиции в российских регионах» демонстрируют роль и место традиционного и современного в социокультурных установках и практиках народов России, жизнедеятельность которых ранее была тесно связана с традицией. В статье Н.А. Селиверстовой (Москва), О.В. Сорокина (Москва), С.У. Ооржак (Кызыл) «Жизненные позиции тувинской молодежи: вариативность социокультурной субъектности» представлены результаты исследования жизненных позиций студентов-тувинцев в сферах родственных и правовых отношений. Выявлено противоречивое сочетание их традиционных и современных установок. Так, для большинства сохраняют значимость родственные связи. Авторы делают вывод о неоднозначности обнаруженных установок, которые представляют собой комбинацию традиционных, современных и гибридных позиций. В гибридных позициях установка на профессионализм сочетается с идеализированными ожиданиями от родственных связей. Может допускаться и жизнь за счет богатого, успешного родственника. В то же время выявлено, что жизненные позиции тувинской молодежи в сфере права отражают общероссийские тенденции. Законопослушная молодежь ориентирована на обеспечение порядка и неизбежность наказания, а незаконопослушная демонстрирует неуважение к закону и инфантилизм. Последнее указывает на необходимость правового воспитания и реального обеспечения законности.

П.А. Круглик, А.С. Кобзева, В.В. Кашпур (Томск) в своей работе «Репрезентация традиционных повседневных практик коренного малочисленного народа эвенков в социальной сети «ВКонтакте» анализируют представленность повседневных практик одного из коренных малочисленных народов Сибири - эвенков в обозначенной в названии социальной сети. В статье показано, что повседневные практики современных эвенков, связанные с бытом, досугом и трудом репрезентированы в сети. При этом локальные составляют примерно половину из них (47%), соответственно 53% интерпретируются как глобальные. По мнению авторов, эвенки не теряют связи со своей культурой и идентичностью, причем делают это посредством реконструкции в сети. Это свидетельствует о наличии запроса на сохранение эвенками самобытности и традиционного образа жизни, при их очевидной включенности в практики современного глобального, индустриально-урбанистического мира (добавим, в их российской версии).

Завершает выпуск рубрика «Размышляя над прочитанным», представленная статьей А.Ю. Андреева, Е.А. Григорьевой (Москва) «Опыт музейной социологии: музеи и общество», которая содержит краткое изложение содержания и анализ монографии Козиева В.Н., Потюковой Е.В. «Музей и общество»» и основанные на ее тексте размышления авторов о музее как социальном институте в социологической и исторической перспективе.

1 В исторической литературе так называется территория от нижнего Днестра до Каспия со времен Древней Руси и до XVI в.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 49, 2024
>> Архив журнала