Журнал: Социологические исследованияНартова Н. А.Индивидуальное и поколенческое будущее в нарративах петербургской молодежи

Журнал: Социологические исследования

Нартова Н. А.

Индивидуальное и поколенческое будущее в нарративах петербургской молодежи

Нартова Надежда Андреевна ,
nnartova@hse.ru


ID статьи на сайте журнала: 9692


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Нартова Н. А. Индивидуальное и поколенческое будущее в нарративах петербургской молодежи // Социологические исследования. 2023. № 7. С. 93-104.
DOI:

Рубрика:

Социология молодежи

Аннотация

В фокусе статьи представления городской образованной молодежи Санкт-Петербурга об индивидуальном и поколенческом будущем. Опираясь на перспективы социологических подходов к взрослению и поколениям, проанализированы качественные интервью, собранные в 2020 и 2022 гг., с петербуржцами 19–25 лет. Исследование показало, что социально-политические события приводят к трансформации поколенческого нарратива. Дискурс яркого поколения, открытого будущему, сменяется гетерогенными типами интерпретации перспектив собственной жизни и поколения в целом. Было выделено три ключевых способа наррации, в рамках которых проживаемый опыт связывался с представлениями о жизненных перспективах: «отсутствующее будущее», «адаптивное будущее», «нормализованное будущее». Поскольку процесс формирования поколения не завершен, данное исследование скорее фиксирует точки динамических изменений и ставит новые вопросы, чем дает полные ответы.

Ключевые слова

молодежь; поколение; будущее; биография; жизненный курс; переход во взрослость; нарративный анализ

Литература

Александер Д. Культурная травма и коллективная идентичность // Социологический журнал. 2012. № 3. C. 6–40.

Зубок Ю.А. Выступление дискутанта // Ученые записки ФНИСЦ РАН / Отв. ред. Ю.А. Зубок. Вып. 12. Образ будущего России в условиях глобальных рисков. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. С. 43–49.

Кравцова А.Н., Кузинер Е.Н. Быть взрослым и/или уметь им быть: модели взросления ранних миллениалов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 120–139.

Мангейм К. Очерки социологии знания. М.: ИНИОН РАН, 2000.

Митрофанова Е.С. Модели взросления разных поколений россиян // Демографическое обозрение. 2019. № 6(4). С. 53–82.

Нартова Н.А., Фатехов А.М. Переход во взрослость российских миллениалов: на пути от получения образования к обретению ответственности и потере оптимизма? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 319–344.

Нестик Т.А. Образ будущего России в условиях глобальных рисков // Ученые записки ФНИСЦ РАН / Отв. ред. Ю.А. Зубок. Вып. 12. Образ будущего России в условиях глобальных рисков. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. С. 7–22.

Образ будущего России глазами молодежи: монография / Под ред. В.С. Комаровского. М.: Аспект Пресс, 2021.

Arnett J.J. Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens Through the Twenties. Oxford: Oxford University Press, 2015.

Aroldi P. Generational belonging between media audiences and ICT users // Colombo F., Fortunati L. (eds) Broadband Societies and Generational Changes. Brussels: Peter Lang GmbH, 2011. Р. 51–68.

Bessant J., Fathing R., Watts R. The precarious generation. A political economy of young people. London, New York: Routledge, 2017.

Biggs S., Lowenstein A. Generational Intelligence. A Critical Approach to Age Relations. London, Ney York: Routledge, 2011.

Brannen J., Nilsen A. Individualisation, Choice and Structure: A Discussion of Current Trends in Sociological Analysis // The Sociological Review. 2005. Vol. 53. No. 3. P. 412–428.

Corsten M. The Time of Generations // Time and Society. 1999. Vol. 8. No. 2–3: 249–272.

Facchini C., Rampazi M. No longer young, not yet old: Biographical uncertainty in late-adult temporality // Time and Society. 2009. Vol. 18. No. 2–3. P. 351–372.

Hajdu G., Sik E. Are the work values of the younger generations changing? // O’Reilly J., Leschke J., Ortlieb R., Seeleib-Kaiser M., Villa P. (eds) Youth Labour in Transition: Inequalities, Mobility, and Policies in Europe. Oxford: Oxford University Press, 2018. P. 626–659.

Heckhausen J. Social Inequality Across the Life Course: Societal Unfolding and Individual Agency // Scott R.A., Buchmann M.C., Kosslyn S.M. (eds) Emerging Trends in the Social and Behavioral Sciences: An Interdisciplinary, Searchable, and Linkable Resource. John Wiley & Sons, Inc., 2016. P. 1–18. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/9781118900772.etrds0408 (accessed 24.04.2023).

Hitlin S., Kirkpatrick Johnson M. Reconceptualizing Agency within the Life Course: The Power of Looking Ahead. American Journal of Sociology. 2015. Vol. 120. No. 5. P. 1429–1472.

Krahn H.J., Chai C., Fang S., Galambos N.L., Johnson M.D. Quick, uncertain, and delayed adults: timing, sequencing and duration of youth-adult transitions in Canada // Journal of Youth Studies. 2018. Vol. 21. No. 7. P. 905–921.

Leccardi C. Young people’s representations of the future and the acceleration of time. A generational approach // Diskurs Kindheits- und Jugendforschung Heft. 2012. No. 1. P. 59–73.

Leccardi C. Changing time experience, changing biographies and new youth values // Hahn-Bleibtreu M., Molgat M. (eds) Youth Policy in a Changing World. From Theory to Practice. Opladen, Berlin, Toronto: Barbara Budrich Publishers, 2012а. Р. 225–237.

Leccardi C. Young people and the new semantics of the future. SocietaMutamentoPolitica. 2014. Vol. 5. No. 10. Р. 41–54.

Pultz S., Mørch S. Unemployed by choice: young creative people and the balancing of responsibilities through strategic self-management // Journal of Youth Studies. 2015. Vol. 18. No. 10. Р. 1382–1401.

Riessman C.K. Narrative Analysis // Kelly N., Horrocks C., Milnes K., Roberts B., Robinson D. (eds) Narrative, Memory and Everyday Life. Huddersfield: University of Huddersfield, 2005. Р. 1–7.

Shanahan M.J. Pathways to Adulthood in Changing Societies: Variability and Mechanisms in Life Course Perspective // Annual Review of Sociology. 2000. No. 26: 667–692.

Smith C. Conclusion. In: Smith C., Christoffersen K., Davidson H., Herzog P.S. (eds) Lost in Transition: The Dark Side of Emerging Adulthood. Oxford: Oxford University Press, 2011. Р. 226–243.

Vinken H. Changing life course, citizenship and new media: the impact of reflexive biografization. In: Dahlgren P. (ed.) Young citizens and new media. Leaning for democratic participation. New York, London: Routledge, 2010. P. 41–57.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 7, 2023
>> Архив журнала