Журнал: Социологические исследованияКлючарев Г. А.Навстречу будущему: непрерывное образование и его легитимация в машинном исполнении

Журнал: Социологические исследования

Ключарев Г. А.

Навстречу будущему: непрерывное образование и его легитимация в машинном исполнении

Ключарев Григорий Артурович , руководитель Центра социологии образования и науки Института социологии ФНИСЦ РАН; профессор кафедры философии, социологии, политологии имени Г.С. Арефьевой Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт», Москва, Россия
Kliucharev@mail.ru


ID статьи на сайте журнала: 9775


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Ключарев Г. А. Навстречу будущему: непрерывное образование и его легитимация в машинном исполнении // Социологические исследования. 2023. № 9. С. 130-139.
DOI:

Рубрика:

Дискуссия. Полемика

Аннотация

Развитие наукоемких технологий и их повсеместное вхождение в жизнь радикально преобразуют социальную реальность. Образование (учеба, просветительство и даже любознательность, любопытство) становится одной из важнейших социальных технологий, основанных на искусственном интеллекте и цифровизации. В этом контексте – посредством машинного обучения (онлайн, офлайн, дистанционно) и цифровых технологий – Б. Кинг и Р. Пэтти, авторы обсуждаемой книги «The Rise of Technosocialism: How Inequality, AI and Climate will Usher in a New World” (2021), декларируют неизбежность реформирования капитализма (во всех его нынешних проявлениях) и перехода к «техносоциализму», при котором большая часть человеческого труда будет автоматизирована, а технологические достижения позволят приблизиться к социалистическим идеалам всеобщего равенства и справедливости. Образование и, что особенно важно, непрерывное и всеобщее машинное образование (обучение) становится неизбежным путем и условием перехода к такому обществу. Конечно, это идеализация и в какой-то мере – социотехнократический манифест. Но он опирается на реальные процессы, которые происходят сегодня в жизни.

Ключевые слова

социум; технологии; наука; искусственный интеллект; непрерывное образование; машинное обучение; техносоциализм

Литература

Бабко Ю.В. Партийное просвещение: очерки истории. Киев: Вища школа, 1978.

Брайдотти Р. Постчеловек. М.: Ин-т Гайдара, 2021.

Вершловский С.Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена. СПб.: СПбАПДПО, 2008.

Другова Е.А., Журавлева И.И., Захарова У.С. и др. Искусственный интеллект для учебной аналитики и этапы педагогического проектирования: обзор решений // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 107–153.

Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 2000.

Дьюи Дж. Школа и общество. М.: Гос. изд-во, 1924.

Иллич И. Освобождение от школ (Deschooling Society). М.: Просвещение, 2006.

Ключарев Г.А., Тюрина И.О. Болонский процесс: успехи и сомнения // Социологические исследования. 2023. № 4. С. 84–93. DOI: 10.31857/S013216250025450-8.

Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСП и М, 2013.

Коуэн Т. Среднего больше не дано: Как выйти из эпохи Великой стагнации. М.: Ин-т Гайдара, 2015.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр.: Н.А. Шматко, ИЭС. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1998.

Моисеев Н.Н., Фролов И.Т. Высокое соприкосновение // Вопросы философии.1984. № 9. С. 24–41.

Мортон Т. Род человеческий. Солидарность с нечеловеческим народом. М.: Ин-т Гайдара, 2022.

Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Под ред. Г.А. Ключарева.М.: ИС РАН, 2008.

Резаев А.В., Трегубова Н.Д. Анализ взаимодействий «человек – искусственный интеллект»: от теории коммуникации к социальной аналитике общения // От искусственного интеллекта к искусственной социальности: новые исследовательские проблемы современной социальной аналитики / Под ред. А.В. Резаева. М.: ВЦИОМ, 2020. С. 164–187.

Сорокин П.С., Фрумин И.Д. Образование как источник действия, совершенствующего структуры: теоретические подходы и практические задачи // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 116–137.

Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2017.

Черничкина А.А. О понятии Bildung в философии культуры немецкого романтизма // Вопросы философии. 2016. № 3. С. 72–80.

Freire P. Pedagogy of the Oppressed (30th anniversary ed.). New York: Bloomsbury, 1970; 2000.

Goodman P. Compulsory Mis-Education and the Community of Scholars. Random House Trade, 1966.

Korsgaard O. Kampen om lyset: Dansk voksenoplysning gennem 500 år. Guendal, 1997.

Lindeman E.C. The meaning of adult education. New York: New Republic, 1925. (Republished in 1961 by Harvest House).

Readings B. The University in Ruins. Harvard University Press,1997.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 9, 2023
>> Архив журнала