Журнал: Вестник Института социологииАндреев А. Ю., Григорьева Е. А.Опыт музейной социологии: музеи и общество

Журнал: Вестник Института социологии

Андреев А. Ю., Григорьева Е. А.

Опыт музейной социологии: музеи и общество

Андреев Андрей Юрьевич, д.и.н., проф., МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
andrv@hist.msu.ru

Григорьева Екатерина Александровна , младший научный сотрудник МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
yreewda@gmail.com

DOI: 10.19181/vis.2024.15.2.12

ID статьи на сайте журнала: 978


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Андреев А. Ю., Григорьева Е. А. Опыт музейной социологии: музеи и общество // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 2. С. 190-201.
DOI: 10.19181/vis.2024.15.2.12. EDN: JVEQFU

Рубрика:

Размышляя над прочитанным

Аннотация

Данный текст содержит краткое изложение содержания монографии и основанные на ее тексте размышления авторов о музее в социологической и исторической перспективе. В рассматриваемой в данной рецензии работе представлены результаты комплексного анализа деятельности Русского музея (г. Санкт-Петербург) за 25 лет в ее соотнесении с широким социальным и историческим контекстом. В монографии также предпринята попытка выхода за рамки классических исследований музейной аудитории, сводящихся в первую очередь к построению социально-демографического портрета посетителя и зачастую ограничивающихся им. Рецензируемая монография содержит глубокий анализ взаимоотношений музея и общества не только с позиции самого музея, что характерно для большинства музейных исследований, но и с точки зрения зрительской аудитории, и, что наиболее ценно, с позиций государства. На примере исследования посетителей Русского музея В. Н. Козиев и Е. В. Потюкова стремятся выявить влияние меняющихся политических и социальных ландшафтов на эволюционную траекторию и механизмы функционирования музейных институтов в разные исторические периоды. Авторы рецензии же критически рассматривают методологию, лежащую в основе исследования, но подчеркивают ряд ценных для социальных наук положений монографии, требующих дальнейшего изучения и разработки. Примечательна выдвинутая в монографии гипотеза, что конфигурация и распределение художественного капитала в обществе в некоторой степени совпадают с демографической структурой музейных посетителей, которая хоть и имеет ряд ограничений, очерчивает линию представленного исследования. При заметном отставании отечественной практики социологического изучения музейной аудитории и самого музея как социального института от западного корпуса исследовательских практик в области музейного дела рецензируемая монография заслуживает пристального внимания со стороны исследователей, поскольку не только отвечает, но и ставит новые исследовательские вопросы. Дальнейшее изучение музейных практик и музейной аудитории позволило бы выявить особенности и тенденции развития музейного дела в современной России в эпоху широкого распространения цифровых технологий и поиска музеями своего предназначения в современных условиях.

Ключевые слова

музей, социология музеев, музеология, музееведение, посетители музеев, музейные исследования

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 49, 2024
>> Архив журнала