Журнал: Вестник Института социологииТев Д. Б.Высокопоставленные чиновники полномочных представительств Президента РФ в федеральных округах: каналы рекрутирования и карьера

Журнал: Вестник Института социологии

Тев Д. Б.

Высокопоставленные чиновники полномочных представительств Президента РФ в федеральных округах: каналы рекрутирования и карьера

Тев Денис Борисович, к.соц.н. старший научный сотрудник Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
denis_tev@mail.ru

DOI: 10.19181/vis.2024.15.3.12

ID статьи на сайте журнала: 996


Полный текст

Ссылка при цитировании:

Тев Д. Б. Высокопоставленные чиновники полномочных представительств Президента РФ в федеральных округах: каналы рекрутирования и карьера // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 3. С. 210-232.
DOI: 10.19181/vis.2024.15.3.12. EDN: ZORQIH

Рубрика:

Жизненный путь и карьерные траектории россиян

Аннотация

Статья посвящена анализу основных каналов рекрутирования высокопоставленных чиновников полномочных представительств Президента РФ в федеральных округах. Эмпирической основой исследования служит биографическая база данных, которая включает сведения о 154 президентских бюрократах по состоянию на апрель 2023 г. Рекрутирование выходцев из различных социально-профессиональных групп в аппарат полпредств обнаруживает ряд тенденций, обусловленных взаимодействующими друг с другом толкающими (особенности позиции претендента и сопряженных с ней ресурсов и интересов) и вытягивающими (место в системе власти и функциональная специализация полпредств, специфика руководящих должностей в них, как элементы структуры возможностей, а также личные связи) факторами. Одной из важнейших тенденций является милитаризация: большинство чиновников полпредств имеют опыт работы в силовых структурах и даже провели в них основную часть своей предшествующей карьеры. Рекрутирование силовиков, являющихся, в плане карьеры, «идеально-типическими» федеральными чиновниками и профессионально социализированными в рамках жестких, централизованных иерархий, вероятно, укрепляет автономию полпредств от внешних по отношению к федеральной власти акторов и интересов, включая региональные администрации, которые эти органы призваны контролировать. В логику автономизации вписывается и тот факт, что одним из основных поставщиков (особенно непосредственных) ключевых чиновников полпредств является администрация Президента, прежде всего, аппарат самих представительств. Тем не менее, весомое меньшинство президентских чиновников имеет опыт работы в региональных администрациях (особенно среди заместителей и помощников полпредов), а также в бизнесе, как государственном, так и частном (особенно среди полпредов и их заместителей). Впрочем, позиции в этих структурах редко выступают прямым трамплином к ключевой должности в полпредствах. Наконец, роль законодательных органов, как канала рекрутирования президентских чиновников, незначительна. В целом, выводы автора согласуются с результатами предыдущих исследований, что свидетельствует об относительной устойчивости тенденций рекрутирования.

Ключевые слова

администрация Президента, аппарат полномочного представителя Президента, карьера, рекрутирование, силовые структуры, региональная администрация, бизнес

Литература

  1. Гимпельсон В. Е., Магун В. С. На службе государства российского: перспективы и ограничения карьеры молодых чиновников // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 5(73). С. 19–36. EDN: HTLRNR.
  2. Лебедев В. А. Становление и развитие института полномочного представителя президента Российской Федерации в федеральном округе // Вестник Ун-та им. О. Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 6. С. 88–96. DOI: 10.17803/2311-5998.2018.46.6.088-096; EDN: XVBPXF.
  3. Меженина О. В., Полуэктова Н. Н. Полномочные представители президента в федеральных округах РФ: социально-профессиональные аспекты (2000–2014 гг.) // Известия Алтайского госун-та. 2014. № 4-2(84). С. 289–294. DOI: 10.14258/izvasu(2014)4.2-43; EDN: RKCGQJ.
  4. Тев Д. Б. Высокопоставленные чиновники Администрации Президента РФ: каналы рекрутирования и карьера // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 3. С. 153–187.DOI: 10.31119/jssa.2020.23.3.7; EDN: LOLGQW.
  5. Федеральная реформа 2000–2003. Т. 1. Федеральные округа / Под ред. Н. Петрова. Сер. «Библиотека местного самоуправления». Вып. 48(1). М.: МОНФ, 2003. 512 с.
  6. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах / Пер. с англ. В. Р. Рокитянского. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 579 с. EDN: QODDDF.
  7. Borchert J. Individual Ambition and Institutional Opportunity: A Conceptual Approach to Political Careers in Multi-level Systems // Regional & Federal Studies. 2011. Vol. 21(2). P. 117–140. DOI: 10.1080/13597566.2011.529757.
  8. Burkhardt F. Institutionalising authoritarian presidencies: Polymorphous power and Russia’s Presidential Administration // Europe-Asia Studies. 2021. Vol. 73(3). P. 472–504.DOI: 10.1080/09668136.2020.1749566.
  9. Burkhardt F., Libman A. The Tail Wagging the Dog? Top-down and Bottom-up Explanations for Bureaucratic Appointments in Authoritarian Regimes // Russian Politics. 2018. Vol. 3(3). P. 239–59. DOI: 10.1163/2451-8921-00302005
  10. Chebankova E. A. The Limitations of Central Authority in the Regions and the Implications for the Evolution of Russia's Federal System // Europe-Asia Studies. 2005. Vol. 57(7). P. 933–949. DOI: 10.1080/09668130500301329.
  11. Dreher A., Lamla M. J. et al. The Impact of Political Leaders’ Profession and Education on Reforms // Journal of Comparative Economics. 2009. Vol. 37(1). P. 169–193. DOI: 10.1016/j.jce.2008.08.005.
  12. Harasymiw B. Mosca and Moscow: Elite Recruitment in the Soviet Union // Czudnowski M. M. (ed.) Does Who Governs Matter? Elite Circulation in Contemporary Societies. Chicago: North Illinois University Press, 1981. P. 265–292.
  13. Horowitz M., Stam A. Does Where You Stand Depend On If You Served? How Military Backgrounds Influence the Behavior of Leaders. Paper written for presentation at the American Political Science Association Annual Meeting. 2010. 35 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/228160133_Does_Where_You_ Stand_Depend_On_If_You_Served_How_Military_Backgrounds_Influence_The_ Behavior_Of_Leaders (дата обращения: 09.09.2022).
  14. Jochimsen B., Thomasius S. The perfect finance minister: whom to appoint as finance minister to balance the budget // European Journal of Political Economy. 2014. Vol. 34(C). P. 390–408. DOI: 10.1016/j.ejpoleco.2013.11.002.
  15. Petrov N. Siloviki in Russian Regions: New Dogs, Old Tricks // The Journal of Power Institution in Post-Soviet Societies. 2005. Vol. 2. URL https://journals.openedition.org/pipss/331 (дата обращения: 17.06.2023). DOI: 10.4000/pipss.331.
  16. Ross C. Putin’s federal reforms and the consolidation of federalism in Russia: one step forward, two steps back! // Communist and Post-Communist Studies. 2003. Vol. 36(1). P. 29–47. DOI: 10.1016/S0967-067X(02)00057-0.
  17. Scharfenkamp K. It’s About Connections – How the Economic Network of the German Federal Government Affects the Top Earners’ Average Income Tax Rate // Jahrbücher für Nationalökonomie und Statistik. 2016. Vol. 236(4). P. 427–453.
  18. Semenova E. Russia: cabinet formation and careers in a super-presidential system // Dowding K., Dumont P. (eds) The Selection of Ministers around the World. L.; N. Y.: Routledge, 2015. P. 139–155. DOI: 10.4324/9781315757865.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска № 50, 2024
>> Архив журнала