Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов
<<назад |
5. Привлекательность госслужбы для населения
Как уже отмечалось выше, отношение населения к госслужащим явно негативное, хотя большинство россиян признает, что и в госаппарате работают разные люди. Тем не менее, положительно о сотрудниках государственного аппарата отзываются в основном лишь те, кто сами в нем работают (см. рис 17), а также, отчасти, представители силовых структур – армии, МВД и т. п.
Рисунок 17
Как население в целом относится к людям, которые работают в государственном аппарате (в %)
Максимально негативная оценка госслужащих принадлежит пенсионерам, что предсказуемо, так как они в большей степени рассчитывают на социальную поддержку, но получают ее в меньшем размере. Отрицательное отношение к работникам госструктур концентрируется в среде малоимущих россиян. Почти две трети, кто плохо относится к госслужащим, имеют доход до 3 тысяч рублей на члена семьи, половина из них плохо оценивает свое материальное положение, проживает в сельской местности.
Позитивная оценка госслужащих присуща россиянам с лучшей материальной обеспеченностью (по самооценке). Положительное отношение к представителям государственной службы в целом растет с увеличением дохода, но и в самых высокодоходных группах доля положительно к ним относящихся не превышает 20% (см. рис. 18).
Рисунок 18
Доля положительно относящихся к людям, работающим в государственном аппарате, в группах с разным уровнем дохода (в %)
Возможно, именно общим скепсисом по отношению к работникам госаппарата объясняется то, что, несмотря на их относительное благополучие, лишь 23,8% россиян говорят о том, что хотели бы лично работать государственными служащими в системе управления при том, что 30,3% не хотели бы этого ни при каких условиях. Обнадеживает, что наиболее активно желают стать госслужащими самые молодые – 36,5% представителей группы до 25 лет, с ростом же возраста постепенно снижается желание идти на государственную службу (см. рис. 19).
Рисунок 19
Влияние возраста на желание работать государственными служащими в системе управления (в %)
О желании работать в системе управления заявляет также половина студентов. Таким образом, будущие российские государственные служащие могут и должны активно рекрутироваться из наиболее образованной части российской молодежи (см. рис. 20).
Рисунок 20
Доля желающих работать в системе государственного управления в различных социально-профессиональных группах (в %)
Три четверти желающих работать в системе госуправления как минимум удовлетворительно оценивают ситуацию на работе, и 2/3 имеют возможность реализовывать себя в профессии и получать необходимые знания и навыки. Тем самым, желание работать в госаппарате не продиктовано недовольством настоящим профессиональным положением. Чем же тогда привлекает эта работа как настоящих, так и потенциальных работников системы управления?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, проанализируем, что привлекает в госслужбе нынешних работников госаппарата по опросам населения и самих чиновников (см.
табл. 19).
Таблица 19
Что привлекает в государственной службе нынешних чиновников (в %)
(отранжировано в порядке убывания по населению в целом, допускалось несколько ответов)
Что привлекает людей в государственной службе |
Госслужащие |
Население |
Материальные факторы[1] |
107,4 |
125,4 |
Возможность попасть в круг «нужных» людей, завести связи и знакомства, с помощью работы чиновником решить личные задачи |
24,5 |
66,6 |
Возможность делать карьеру |
29,2 |
32,9 |
Возможность влиять на других людей, быть причастным власти |
16,3 |
25,2 |
«Патриотические» факторы[2] |
83,3 |
16,3 |
Как видим, чиновники, как и все остальное население, в первую очередь отмечают материальные аспекты госслужбы, включая льготы, стабильность места работы и заработка, возможность делать карьеру. Это говорит об адекватной оценке плюсов государственной службы населением страны в целом.
Пункты же, которые мы обобщенно назвали «патриотическими», отмечаются самими чиновниками много чаще, чем населением. С характеристиками, «очерняющими» госслужащих, все наоборот. Судя по их словам, работающие в государственном секторе примерно в четверти случаев[3] руководствуются гуманистическими и патриотическими мотивами. В то же время остальное население мало в это верит, чаще говорит о возможности брать взятки и решать личные проблемы как о привлекающих нынешних чиновников сторонах госслужбы.
Однако стимулы, привлекающие в работе нынешних чиновников, не совсем идентичны тем, что могли бы привлечь к ней тех, кто пока госслужащим не является. То есть желающие работать в госаппарате россияне говорят о том, что в этой работе их привлекает несколько иная комбинация стимулов, нежели та, что толкает на это сегодняшних чиновников (см. табл. 20).
Таблица 20
Что привлекает лично респондентов в государственной службе (в %)
(отранжировано в порядке убывания по желающей работать в госаппарате части населения в целом)
Что могло бы привлечь людей |
Госслужащие |
Желающие работать в системе управления из числа неработающих в ней сейчас россиян |
Надежность работы, заработка |
51,0 |
55,0 |
Возможность приносить пользу людям |
48,6 |
35,0 |
Различные социальные льготы и гарантии |
18,3 |
33,0 |
Возможность сделать карьеру |
21,8 |
32,0 |
Возможность работать на благо страны |
30,7 |
27,0 |
Возможность, проявить себя |
35,0 |
29,0 |
Возможность быть в курсе всего нового, что происходит в стране и там, где они проживают |
24,1 |
16,0 |
Возможность с помощью работы чиновником решить личные задачи (получить квартиру, устроить кого-то на работу) |
1,2 |
15,0 |
Возможность попасть в круг «нужных» людей, завести нужные знакомства |
4,7 |
13,0 |
Возможность влиять на других людей, быть причастным власти |
5,4 |
8,0 |
Как видно из табл. 20, действующие чиновники относительно чаще возможных претендентов на их место заявляют об альтруистических мотивах своей работы в госсекторе – возможности приносить пользу людям, проявить себя, быть в курсе всех новостей. Потенциальный же резерв для пополнения или обновления госаппарата чаще называет наличие льгот, возможность сделать карьеру, решить личные задачи, завести нужные знакомства.
Вряд ли в этих условиях реформирование государственного аппарата, направленное на повышение эффективности его работы, даже в случае действительно массового прихода туда новых людей, может реально состояться. Несмотря на то, что 64% желающих работать госслужащими считают, что сегодняшние чиновники мешают эффективному развитию страны, только 12% из них оценивают деятельность российских чиновников как эффективную. Более того, они позитивнее по сравнению со всем населением страны относятся к госслужащим и почти в двух третях случаев полагают, что из них незаслуженно делают «козлов отпущения». Иначе говоря, неэффективность работы госаппарата для россиян, желающих работать в госаппарате, вполне легитимна и не является основанием для критики чиновников. Это означает, что ожидать от них качественно иного поведения по сравнению с нынешними чиновниками, включая снижение коррупции, не приходится.
Этот вывод подтверждается также тем, что выражающие желание работать в госаппарате имеют не слишком благополучное материальное положение. Это резко отличает их от действующих чиновников и, возможно, частично объясняет не только их достаточно высокую заинтересованность в материальной стороне госслужбы, но и саму готовность выйти на работу в госаппарат (см. табл. 21).
Таблица 21
Оценка различных сторон своей жизни как «плохих» (в %)
Оценка своего положение как "плохого" в области: |
Госслужащие |
Желающие работать в системе управления |
Материальной обеспеченности |
9,0 |
30,0 |
Возможности реализовать себя в профессии |
4,0 |
22,0 |
Возможности получения образования и знаний, которые необходимы |
4,0 |
24,0 |
Положения, статуса в обществе |
0,0 |
16,0 |
Жизни в целом |
1,0 |
10,0 |
Интересно также, что если население в целом считает, что госслужба требует от человека особых профессиональных и личных качеств (причем эту точку зрения разделяют и желающие работать в системе госуправления), то сами работники данной сферы говорят об этом гораздо реже – лишь в 47,5% случаев. Это может свидетельствовать о неверной оценке ими сущности государственной службы как таковой и, хотя бы отчасти, объяснять низкое качество ее работы у нас в стране в настоящий период.
[1] Суммировались такие ответы как: социальные гарантии, льготы и привилегии, стабильность места и заработка, возможность брать взятки, «проворачивать дела».
[2] Суммировались такие ответы как: чувство сопричастности, своего вклада в управление страной, призвание, чувство долга, желание помогать людям, возможность быть в курсе важных для страны событий и процессов.