Молодежь новой России: ценностные приоритеты

Молодежь новой России: ценностные приоритеты

<< назад

оглавление

>> дальше

1.2. О какой работе мечтают молодые россияне?

Еще исследование 1997 года показало, что представления молодежи о престижности и привлекательности тех или иных позиций на рынке труда более рациональны и разнообразны, чем гласят общественные стереотипы. Результаты исследования 2007 г. подтвердили, что в своих представлениях о престижности профессии молодежь отталкивается не только от того, насколько она высокооплачиваема, но и от того, какой статус приобретает человек, занимающийся данной деятельностью, насколько работа интересна, а также насколько перспективно то или иное направление профессиональной деятельности в долгосрочной перспективе.

Наиболее яркая тенденция, выявленная в ходе нашего исследования – значительное расширение спектра престижных профессий. Если в 1997 году 89% молодежи среди наиболее престижных профессий выбирали специальности в области юриспруденции или финансового сектора, то десять лет спустя таковых оказалось только 63%. Зато теперь в число наиболее престижных профессий попадают и менеджеры, и ученые, и программисты (см. табл. 1.6).

Таблица 1.6

Престижность профессий в оценках представителей разных поколений россиян, %

 

 

Молодежь, 2007

Молодежь, 1997

Старшее поколение,
2007

Адвокаты, юристы, прокуроры, нотариусы

32

43

33

Финансисты, экономисты, бухгалтера, Банковские работники

28

46

35

Госслужащие

17

10

14

Руководители

6

10

6

Работники культуры, искусства, спорта, шоу–бизнеса, модельного бизнеса, телеведущие

11

5

7

Военнослужащие, МВД, ГАИ

3

3

3

Врачи

10

9

14

Предприниматели, бизнесмены

9

13

11

Работники торговли, менеджеры

9

0

4

Программисты

7

0

5

Научные работники

3

0

5

Прочие

13

10

12

 

Таким образом, можно говорить об изменении самого понятия престижности в глазах молодежи. Если в прошлом десятилетии  престижность оценивалась, как правило, по возможности получения высоких доходов, то теперь престиж все больше ассоциируется со словами «профессионализм» и «власть». Так, число тех, кто среди престижных профессий упомянул работу в области государственной власти, возросло за эти годы с 10% до 17%. В то же время, число тех, кто хотел бы занять просто любую руководящую должность снизилось за прошедшее десятилетие с 10% до 6%. Таким образом, можно констатировать, что государству удалось повысить престиж работников государственного аппарата, и, вероятно, это позволит привлечь молодых специалистов в государственное управление и муниципалитеты.

Еще 7% молодежи выбрало, как одну из наиболее престижных, специальность программиста. Отчасти росту ее престижа в глазах российской молодежи способствовало распространение компьютерных технологий и ростом престижа профессий, связанных с инновационными разработками и творческим трудом. Подтверждением данного тренда может служить и появление в списке наиболее престижных профессиональных позиций научного работника.

Существенно потеряло свою привлекательность занятие бизнесом. Теперь только 9% представителей молодого поколения считают занятие бизнесом престижным, в то время как в 1997 таковых было 13%. Современный предприниматель, как правило, занимается торговлей, его бизнес обычно невелик и развивать его все сложнее. Вместе с тем, примеров, когда малый бизнес перерос в последние годы в крупный без участия в нем представителей государственной власти или крупного бизнеса, почти нет. Бизнес перестал быть тем «социальным лифтом», который ранее позволял успешным бизнесменам становиться влиятельными людьми, занимать высокие государственные посты. Теперь бизнес утратил подобные возможности, но зато приобрел дополнительные «риски преследования» со стороны госорганов. Тем не менее, по мнению российской молодежи, занятия бизнесом могут принести быстрый материальный достаток (см. табл. 1.7).

Таблица 1.7

Наиболее доходные профессии, по мнению представителей разных поколений россиян, %

 

 

Молодежь, 2007

Молодежь,  1997

Старшее поколение, 2007

Предприниматели, бизнесмены

25

37

22

Адвокаты, юристы, прокуроры, нотариусы

18

22

21

Финансисты, экономисты, бухгалтера, банковские работники

29

37

35

Руководители

7

8

3

Госслужащие

11

10

11

Работники культуры, искусства, спорта, шоу–бизнеса, телеведущие

6

2

4

Нефтяники, газовики

6

0

7

Профессионалы в сфере производства

7

0

7

Профессионалы в сфере услуг

4

0

2

Врачи

6

2

6

Программисты

6

0

4

Прочие

4

8

4

При этом интересно, что среди представителей молодого поколения, живущих в областных центрах, позиция бизнесмена выглядит по-прежнему достаточно привлекательна. 11% из них назвали ее в своем списке престижных профессий, в то время как среди молодежи мегаполисов доля людей с подобными взглядами составляла лишь 5%. Причина подобного расхождения в разности ментальных моделей, воспринятых молодежью мегаполисов и областных центров. У представителей молодежи мегаполисов престиж в большей мере воспринимается как общественный статус в своей референтной группе и успешность как профессионала или творческого человека. Материальный достаток становится все больше необходимым, а не статуснодифференцирующим элементом. В то же время, в областных центрах молодежь в большей степени ориентирована на достижение осязаемых, «фиксированных» результатов, например, должностной позиции, материального достатка, выраженного в определенном уровне потребления, и т. п. Так, в мегаполисах 24% молодежи отметило в качестве престижных профессиональных позиций работу в области искусства, культуры, шоу-бизнеса и т. д. Еще 14% отметили в качестве престижной – профессию врача, в то время как престижность работы финансистов, банкиров, экономистов отметили только 18% молодых жителей мегаполисов, престижность работы в государственных органах власти – только 11%.

При этом, по мнению значительной части молодежи (29%) наибольшие доходы получают профессионалы в области финансов, с показателем в 25% к ним почти примыкают предприниматели. 18% молодежи к наиболее доходным профессиям относят адвокатов, юристов, прокуроров, нотариусов, и еще 11% считает, что наибольшие доходы приносит работа в органах государственной власти. Вместе с тем, лишь 6% молодежи среди отмеченных ими наиболее доходных профессий упомянули работников культуры, искусства, спорта, шоу-бизнеса, и 5% – программистов. Примечательно, что десять лет назад мнение о том, что финансисты, юристы и предприниматели зарабатывают больше всех, разделяло гораздо большее число молодежи. Зато гораздо привлекательнее с точки зрения оплаты труда стали медицинские профессии. Правда, основная часть говоривших об этом сосредоточена в  областных центрах и селах, где рост доходов медицинских работников, по-видимому, более заметен.

Для молодежи областных центров оказались более привлекательны и такие профессиональные позиции как руководящие работники (7%). Примечательно, что в мегаполисах и селах доля тех, кто выбрал такой вариант ответа, очень мала. Также в областных центрах более престижно, по мнению молодежи, работать в органах государственной власти – 19% отнесли этот вид деятельности к числу престижных, в то время как в мегаполисах и селах так считают только 11%. В этой связи  стоит отметить, что за последние десять лет проявилась еще одна тенденция – молодежь образца 2007 г. стала чуть более беспринципна. Если в девяностые годы 32% ее считали, что надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены, то спустя десять лет подобное мнение стало более распространенным  (39%).

Представления о престижной работе у сельской молодежи во многом построены на мифах и стереотипных представлениях о городской жизни. Так, именно в селах пользуются наибольшей популярностью дизайнеры, архитекторы, строители – 8%, программисты – 9%, журналисты и переводчики (6%), адвокаты, юристы, прокуроры, нотариусы (37%). Примечательно также, что среди престижных профессий нет ни одной, связанной с сельским хозяйством. Зато профессия врачей пользуется наибольшей популярностью именно в селах (19%). Также более престижна в селах профессия военного (4%) (см. табл. 1.7).

Сравнение представлений о престижной профессии молодежи и старшего поколения показало, что молодежь быстро реагирует на изменения в стране и на рынке труда, а старшее поколение во многом следует стереотипам, усвоенным в разные периоды жизни. Так, у старшего поколения бóльшим авторитетом пользуются профессионалы в области финансов (финансисты, экономисты, бухгалтера, банковские работники) – 35% старшего поколения считает эти специальности одними из наиболее престижных, в то время как лишь 28% молодежи согласны с этим мнением. Среди старшего поколения большим авторитетом по сравнению с молодежью пользуются и профессии в области медицины (14% против 10% среди молодежи), а также научные работники (5% и 3% соответственно). В то же время, среди старшего поколения менее популярна работа в органах государственного управления – лишь 14% из числа старшего поколения считают такой род занятий престижным, в то время как среди молодежи таковых 17%. Непривлекательна для них также работа в области торговли и менеджмента, искусства, спорта и шоу-бизнеса.

Однако лишь 13% молодежи назвали престижность в качестве одного из трех возможных критериев, по которым они бы стали выбирать свое место работы, причем в 1997 году число тех, для кого этот фактор имел значение, достигало 15%. Какие требования предъявляют представители молодого поколения к работе, которая могла бы их удовлетворить?

Подавляющее большинство всех поколений хочет, чтобы их труд хорошо оплачивался – об этом заявляют 85% молодежи и 87% представителей старшего поколения (см. рис. 1.11). Еще 63% молодого поколения хочет, чтобы работа, которой они будут заниматься, была интересной. 26% российской молодежи хотела бы не только получать хорошую зарплату, но и достичь профессионального признания. Еще 16% представителей молодого поколения мечтают о разнообразной, творческой, предполагающей инициативу работе, и 14% молодежи хотят, чтобы работа, которую они будут выполнять, приносила пользу всему обществу.

Рисунок 1.11

Требования, предъявляемые к работе представителями разных поколений россиян, %

 

Вместе с тем, довольно велико среди молодежи и число тех, кто не связывает с работой свои жизненные цели: 13% молодежи хотели бы, прежде всего, чтобы работа оставляла много времени для других занятий (отдыха, семьи, учебы). Еще 6% молодого поколения, значительная часть которых обладает низким образовательным уровнем, хотят, чтобы их работа была неутомительной. Причем такой взгляд на работу более характерен для жителей сельской местности (12%).

Как видим (см. рис. 1.11), в целом взгляды относительно той работы, которую хотела бы получить молодежь, достаточно устойчивые, и, к тому же, передаются от поколения к поколению. Между требованиями, предъявляемыми к работе старшим и молодым поколениями, есть только два значимых отличия. Во-первых, для старшего поколения с возрастом становится все менее значима возможность сделать быструю карьеру, и лишь 4% его представителей ценят такую возможность при том, что в составе молодых таковых 13%. Меньше ценится поколением «отцов» и престижность работы – 7% против 13% у молодежи. Наконец, лишь 17% представителей старшего поколения декларируют важность для них возможности профессионального роста, в то время как среди молодежи такая возможность важна для 26%.

Второе яркое отличие запросов молодежи и старшего поколения к работе состоит в отношении к условиям труда. Для старшего поколения хорошие условия труда являются одним из важнейших требований к рабочему месту – 42% представителей старшего поколения выделили этот фактор среди трех признаков хорошей работы, в то время как среди молодого населения его важность отмечают лишь 29%. Однако этот фактор единственный, который за последние десять лет стал более значимым как для молодого, так и для старшего поколения, поскольку в 1997 году только 21% молодежи и 28% старшего поколения выделяли фактор условий труда как существенный при оценки ими рабочего места.

Какими конкурентными преимуществами надо обладать, чтобы получить желаемую работу?

Анализ представлений молодежи и старшего поколения показывает, что в целом молодежь чутко реагирует на изменения ценности различных качеств работника. Так за последние десять лет молодежь стала рассматривать как  более значимые для получения хорошей работы те навыки и качества, которые в той или иной степени характерны для профессионалов. Иными словами, молодежь сильнее отреагировала на смещение по сравнению с запросами работодателей конца девяностых их нынешних запросов в сторону работников с бóльшим человеческим капиталом и высокой профессиональной компетенцией. И это при том, что уже в 1997 году 62% молодого поколения считало, что одним из необходимых условий, которое помогает получить хорошую работу, является наличие высокой квалификации, знаний (в составе старшего поколения людей, придерживающихся аналогичного мнения, было 53%). При этом представители старшего поколения чаще считали более важным фактором, чтобы профессия была востребована на рынке труда.

Рисунок 1.12

Что, в первую очередь, помогает получить хорошую работу, по мнению представителей разных поколений россиян, %(допускалось не более 3-х ответов)

 

Важно отметить, что мнение о значимости трудиться с полной отдачей сил распространено больше среди молодежи, живущей в мегаполисах (42%), обладателей более высокого образования (39%) и имеющих средние и высокие доходы (36%) – по молодежи в целом этот показатель составляет 31%, а по старшему поколению вообще лишь 23%. Если посмотреть динамику изменения значимости других факторов, помогающих получить хорошую работу, за последние десять лет, то как в молодежной среде, так и в старшем поколении несколько теряет привлекательность такое качество как умение ладить с начальством и, как ни странно, связи. Хотя по-прежнему каждый второй опрошенный отмечает наличие связей и знакомств в качестве важного условия для трудоустройства. Сегодня чаще, чем 10 лет назад отмечается значимость таких качеств, как дисциплинированность, ответственность, исполнительность.

Насколько адекватны взгляды молодежи сегодняшним реалиям и можно ли ее рассматривать как экспертов в данном вопросе? Судя по всему, да. Во всяком случае, сегодняшнее молодое поколение оказалось довольно успешным. Каждый десятый из числа молодежи заявил, что он уже создал свой бизнес, каждый пятый уже имеет престижную работу. Еще две трети уверены, что смогут получить престижную работу и сделать карьеру, а треть считает, что им по плечу создать собственный бизнес.

В 1997 молодому поколению не удалось добиться таких успехов – лишь 6% тогда имели собственный бизнес и только 28% выражали уверенность, что они смогут это сделать в будущем. Престижную работу удалось найти только 15% представителям молодого поколения девяностых, правда, рассчитывали добиться этого в будущем 60% молодежи. Единственное, в чем современному молодому поколению не удалось превзойти молодежь девяностых – это в возможности заниматься любимым делом. По-прежнему лишь 29% молодого поколения любят то, чем они занимаются, и еще 56% уверены, что они будут заниматься любимым делом в будущем.

 
<< назад

оглавление

>> дальше