Ключарев Григорий Артурович
![]() | >> Персональная страница |
На СТРАНИЦАХ:
- Администрации ФНИСЦ РАН
- Диссертационного совета 24.1.244.01
- Диссертационного совета 24.1.244.04
- Ученого совета ФНИСЦ РАН
Раздел: Об институте
Международное сотрудничество
Раздел: Мероприятия
Архивные материалы
Журнал: Вестник Института социологии
- Он самоотверженно служил науке
(№ 41-2, 2022) - Среднее профессиональное образование для инновационной экономики
(№ 28, 2019) - Малые научные предприятия как фактор конкуренции университетов
(№ 22, 2017) - Об эффективности непрерывного образования в наукоёмких производствах
(№ 19, 2016) - «Проблема мелюзги», образовательные неравенства и эффективность вузов как социально-экономические индикаторы
(№ 6, 2013) - Человеческий капитал и проблема неравенств в модернизирующемся образовании
(№ 3, 2011) - Приватизация как модернизационный путь развития профессионального образования
(№ 2, 2011)
Журнал: Гуманитарий Юга России
Журнал: Социологическая наука и социальная практика
- Рецензия на монографию Курилова С. Н. «Концепция консервативного либерализма в социальной философии С. Л. Франка». М.: Библио-Глобус, 2016. – 154 с.
(№ 3 2017) - Профессиональное образование в конкурентной среде: дистанционные технологии обучения
(№ 4 2016) - Технологическая креативность среды: Россия на фоне других стран
(№ 3 2015) - Рецензия на монографию Селивановой З. К. «ценностный мир российских подростков: формирование, динамика, управление (социологический аспект)»
(№ 1 2015) - Интернет-образование и будущее просветительского проекта
(№ 2 2014) - Правовые основания равнодоступности непрерывного образования
(№ 2 2013)
Журнал: Социологические исследования
- О теоретическом наследии
(№ 1, 2025) - Итоги проекта «5-100»: проекция на трудоустройство выпускников
(№ 9, 2024) - СоцИcу – 50 лет: социология в поиске новых идей
(№ 7, 2024) - Прикладная социология: от практики через бизнес в теорию (интервью с Ф.Э. Шереги)
(№ 11, 2024) - К читателю
(№ 1, 2024) - Навстречу будущему: непрерывное образование и его легитимация в машинном исполнении
(№ 9, 2023) - Болонский процесс: успехи и сомнения
(№ 4, 2023) - К читателю
(№ 1, 2023) - Об университетской автономии в институциональном исполнении
(№ 6, 2022) - К читателю
(№ 1, 2022) - Онтологическая проблематика в социологической интерпретации: к постановке вопроса
(№ 1, 2022) - Международные коллаборации вузовской науки: стимулы и препятствия
(№ 6, 2021) - К читателю
(№ 1, 2021) - Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Павленко К.В., Сивак Е.В. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей. М.: ВШЭ, 2020. Рец. Г.А. Ключарев
(№ 9, 2020) - О подготовке инженерных кадров для наукоемких производств (взгляд работодателей)
(№ 3, 2020) - Век учись — век живи
(№ 8, 2019) - «У нас в вузах социологов не учат теоретизировать» (интервью с Г.А. Ключаревым)
(№ 7, 2019) - К читателю
(№ 1, 2019) - Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки»
(№ 9, 2018) - Кадры российской науки: проблемы и методы их решения
(№ 9, 2016) - «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов
(№ 11, 2015)
Журнал: Социологический журнал
В разделе: НОВОСТИ
2023
2022
2021
2019
2018
2017
2016
- 15.09.2016г. «Как и почему я стал социологом»
- 26.05.2016г. Ежегодная научная конференция Института социологии РАН «Социальные реалии современной России»
2014
2013
- 04.12.2013г. Заседание Ученого совета ИС РАН
- 10.06.2013г. Новая книга
- 05.06.2013г. Заседание Ученого совета ИС РАН
2011
- 17.11.2011г. Круглый стол «Человеческий потенциал россиян и перспективы модернизации страны»
- 03.11.2011г. Круглый стол
- 23.09.2011г. Новая книга
2010
2009
Руководитель грантов РНФ, РГНФ, РФФИ
Гранты РГНФ
- Гранты РГНФ
Непрерывное образование и трансфер наукоемких технологий: модели взаимодействия учреждений образования и науки с предприятиями реального и финансового секторов (2013-2015) - Гранты РГНФ
Непрерывное образование, человеческий капитал и социально-экономические неравенства в период трансформаций (2010-2012) - Гранты РГНФ
Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал в системе дополнительного профессионального образования (2008-2009) - Гранты РГНФ
Профессиональное образование в конкурентной среде (2016-2018)
В разделе: УЧАСТИЕ В НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
2024Юбилейные XXVI Харчевские чтения «Теоретическая социология: прошлое, настоящее, будущее»
23 октября 2024 г.
- Член программного комитета
22 октября 2024 г.
- Член оргкомитета и программного комитета 2023
27 ноября 2023 г.
- Дискутант
16-17 ноября 2023 г.
- Модератор и спикер круглого стола. Круглый стол 3. Научные журналы: проблемы взаимодействия с авторами и читателями
23 октября 2023 г.
- Ведущий сессии
22-23 сентября 2023 г.
- Участие в дискуссии на круглом столе "Проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров в российских университетах"
27 марта 2023 г.
- Приветственное слово 2021
21 октября - 27 декабря 2021 года
- Руководители сессии 1. Эпистемологические вопросы социологического знания
- Дискутанты сессии 6. Образование и рынок труда: социальное поведение молодежи
- Руководители секции 22. Социология дополнительного и непрерывного образования
- Руководители круглого стола 8. XXIII Харчевские чтения «Теоретическая социология в России: состояние, проблемы, перспективы»
- Доклад Заключительное слово 2019
20-23 августа 2019 года
- Доклад «When There Is No Choice: Electoral Preferences of Russians In Times of Ideological Uncertainty» (в соавторстве с У. Джон Морган )
- Доклад «The Role Of Lifelong Learning In Improving The Efficiency Of Knowledge-intensive Enterprises» 2018
18-19 апреля 2018 года
- Участник дискуссии (Круглый стол для научных журналов «Приглашение к консенсусу») 2017
27 апреля 2017 года
- Лекция «Social and political participation in building democracy in Russia: The role of literacy programmes and educational reforms» 2016
19-21 октября 2016 года
- Стендовый доклад «Непрерывное образование и наукоемкие производства: институты и практики взаимодействия (тезисы к исследовательскому проекту)»
- член программного комитета Конгресса;
- сопредседатель секции 21. «Традиционные и новые модели образования: кому они доступны и в какой мере способствуют преодолению неравенства?»
22-27 мая 2016 года
- Доклад «Индикаторы образования: кластерно-дисперсионный подход»
9-10 апреля 2016 года
- Доклад «Perspectives and problems in distance education in Russia» 2015
22 октября 2015 года
- Доклад «О "разрыве" системы профессионального образования и рынка труда»
ПУБЛИКАЦИИ на сайте
2023
2021
- Институты и практики стимулирования инноваций: мнение экспертов // Наукоёмкие производства в системе взаимодействия институтов: монография / М.В. Арсентьев, И.Г. Дежина [и др.]; отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 283-296.
- Наукоемкие производства для инновационной экономики: мнения экспертов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2021. - Т. 21. - №1. - C. 68-83. doi: 10.22363/2313-2272-2021-21-1-68-83
- Наукоёмкие производства в системе взаимодействия институтов: монография / М. В. Арсентьев, И. Г. Дежина [и др.]; отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 352 с. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9347
- Об эффективности непрерывного образования в наукоемких производствах // Наукоёмкие производства в системе взаимодействия институтов: монография / М. В. Арсентьев, И. Г. Дежина [и др.]; отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 113-131.
- Учёные записки ФНИСЦ РАН / Отв. ред. М.К. Горшков. Выпуск 10. Острые проблемы современной российской науки. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 64 с.
2020
- Дистанционное (удаленное) обучение: к вопросу об эффективности и доступности // Социальные и гуманитарные знания. 2020. Т. 6. № 3. С. 274-285.
- Интеграция российской науки и производства: социологический анализ / Под ред. акад. Г. В. Осипова / [Г. А. Ключарев, Д. М. Мошкова, Н. С. Барбашина]. – М.: НИЯУ «МИФИ», 2020. – 432 с.
- Российские концепции международного научно-технического сотрудничества: смена драйверов развития // Социология науки и технологий. 2020. Т. 11. № 4. С. 51-64.
2019
- Социально-экономический эффект государственной поддержки кооперации вузовской науки и инновационного производства // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. 2019. Вып. 4. С. 14-177.
- Kliucharev G., Chursina A., Trofimova I. The Role Of Lifelong Learning In Improving The Efficiency Of Knowledge-intensive Enterprises. In: Europe and Beyond: Boundaries, Barriers and Belonging. Abstract Book. 14th ESA Conference, Manchester, 20-23 August 2019. Paris: European Sociological Association, 2019. P. 238.
- Morgan W.J., Trofimova I.N., Kliucharev G.A. Civil society, social change, and a new popular education in Russia. Routledge Contemporary Russia and Eastern Europe Series. London – New York: Routledge, 2019. – 180 p.
- Trofimova I., Morgan W.J., Kliucharev G. When There Is No Choice: Electoral Preferences of Russians In Times of Ideological Uncertainty. In: Europe and Beyond: Boundaries, Barriers and Belonging. Abstract Book. 14th ESA Conference, Manchester, 20-23 August 2019. Paris: European Sociological Association, 2019. P. 698.
2018
- Институты и практики стимулирования инноваций: мнение экспертов // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Том 18. № 4. С. 668-679.
- Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Выпуск 3. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018 — 680 с.
- Социально-экономический эффект государственной поддержки исследований и разработок // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Выпуск 3. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. С. 553-589.
2017
- Инновационные предприятия в вузах: вопросы интеграции с реальным сектором экономики / Г. А. Ключарев, М. С. Попов, В. И. Савинков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 488 с. — (Серия : Актуальные монографии).
- Непрерывное образование в современном контексте: монография / М. К. Горшков, Г. А. Ключарев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 224 с. — (Серия : Актуальные монографии).
- О стратегиях занятости современной молодежи // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.15 / Отв. ред. М.К. Горшков. - М.: Новый Хронограф, 2017. С. 72-90.
- Образование, наука и бизнес: новые грани взаимодействия / Г. А. Ключарев, М. С. Попов, В. И. Савинков. [Монография]. ‒ М.: Институт социологии РАН, 2017. ‒ 488 с.
- Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование: монография / Г. А. Ключарев, Д. В. Диденко, Ю. В. Латов, Н. В. Латова; под общ. ред. Ю. В. Латова. — 2-е изд., перераб. и доп.— М. : Издательство Юрайт, 2017. — 432 с. — (Серия : Актуальные монографии).
- Klyucharev,G.A., Tyurina, I.O., Neverov, A.V. International Experience of Techno-Parks in the Russian Context. European Research Studies Journal, 2017, Vol. XX, Issue 4A, pp. 29-38.
2016
- Востребованность и результативность внедрения инновационной продукции научного взаимодействия вузов, НИИ и компаний / Г.А. Ключарев, В.И. Савинков. — М. : ЦСП и М, 2016. — 63 с.
- Гражданское образование: в интересах индивида, общества, государств // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. М.: Центр социологических исследований, 2016 – С. 87-105.
- Дополнительное образование – мост между системой образования и рынком труда // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 20-33.
- Инновационное предпринимательство и наукоемкие производства: пути развития // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. М.: Центр социологических исследований, 2016 – С. 307-337.
- Кадры российской науки: проблемы и методы их решения // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. М.: Центр социологических исследований, 2016 – С. 279-293.
- Как и почему я стал социологом [научно-популярное издание] / колл. авт. – М.: Институт социологии РАН, 2016. – 86 с.
- Непрерывное образование и наукоёмкие производства-институты и практики взаимодействия: тезисы к исследовательскому проекту // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров — Электрон. дан.— М.: Российское общество социологов, 2016. С. 1016-1018.
- Непрерывное образование и наукоёмкие производства: методическое пособие к исследовательскому проекту [Электронное издание] / Г.А.Ключарев, Ф.Э.Шереги; Институт социологии РАН. - Электрон. дан. - М.: ИС РАН, 2016.- 311 с.: приложение.- 1 CD
- Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. М.: Центр социологических исследований, 2016 – 384 с.
- Образование, наука и бизнес в создании интеллектуалоемких сред: [монография] / [Г.А. Ключарев и др.]; Институт социологии РАН. — СПб. : Нестор-История, 2016. — 288 с.
- Потребности реального сектора экономики в новых технологиях социологический анализ / В.И. Савинков, Г.А. Ключарев. - М.: ЦСП и М, 2016 - 96 с.
- Самообразование как адаптационный ресурс // Россия реформирующаяся: Ежегодник [сборник научных статей] / отв. ред. М. К. Горшков; Институт социологии РАН. – Москва: Новый хронограф, 2016. – Вып. 14 — С. 282-308.
- Kliucharev G.A., Latov Iu.V. Continuing Education - A Bridge Between the Educational System and the Labor Market. Sociological Research, 2016, Volume 55, Issue 4, pp. 225-244 | Published online: 14 Feb 2017
2015
- Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015 — 644 стр.
- Неформальные правила игры в образовательной системе: симуляция образования, симулякры и брокеры знаний // Общественные науки и современность. 2015. № 2. С. 31-42.
- О ходе реформ в российском образовании // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 324-346.
- Об индексе Шереги и возможностях количественного анализа социально-экономических процессов // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 287-302.
- Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – 464 c.
- Стимулирующая роль государства по укреплению связи науки и образования в университетах // Социология образования. 2015. № 7. С. 4-16.
- Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации. (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года). М.: Институт социологии РАН, Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. — 270 с. – 500 экз. – ISBN 978-5-906001-32-0 (в обл.).
- Kliucharev G., Savinkov V. Partnership of Research Institutions and Manufacturing Companies: Russian Experience // Mideterranean Journal of Social Science. 2015. Vol.6. №4. P. 404-413.
- КЛЮЧАРЕВ Г.А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов с. 49-56 // Социологические исследования. 2015. №11
2014
- Ключарев Г.А.: «Мой путь в социологию оказался долог и тернист» // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2014 - 06 (108). С. 16-22.
- Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под общей редакцией д.соц.н., к.э.н. Ю. В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. – 433 с.
2013
- Непрерывное образование и формирование инновационного процесса в России // Социология образования. 2013. № 12. С. 4–20.
- Партнерское взаимодействие компаний, вузов и научно-исследовательских организаций для реализации научных программ и инновационного производства. (Концептуальная программа и метод социологического исследования) : Метод. пособ. по прикладной социологии для социологических факультетов университетов. Выпуск 4 / Ф.Э. Шереги, Г.А. Ключарев. — М. : ЦСПиМ, 2013. – 211 с.
- «Проблема мелюзги», образовательные неравенства и эффективность вузов как социально-экономические индикаторы // Официальный сайт ИC РАН. - 2013. [Электронный ресурс]. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=2719
- Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте глобализации и поисков идентичностей с. 111 // Гуманитарий Юга России. 2013. №3.
2012
- Дополнительное образование как ресурс экономической модернизации // Социология образования. 2012. № 6. С. 20–46.
- Корпоративное образование: состояние и перспектива // Социология образования. 2012. № 7. С. 28–44.
- Потенциал непрерывного образования и модернизационные процессы в современной России // Социология образования. 2012. № 5. С. 15–56.
- Профессиональное социологическое образование и обеспечение инновационного прорыва в системе образования // Социология образования. 2012. № 9. С. 4–24.
2011
- Негосударственные вузы: на пути к предпринимательскому университету // Социология образования. 2011. № 10. С. 46–63.
- Непрерывное образование в контексте модернизации. - М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. – 232 с.
- Роль негосударственной системы образования в стимулировании инноваций // Социология образования. 2011. № 6. С. 14–27.
2010
- Модернизация профессионального образования в зеркале мнений региональных экспертов // Официальный сайт ИC РАН. - 2010. [Электронный ресурс]. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1923
- О реализации национального проекта «Наша школа» // Официальный сайт ИC РАН. - 2010. [Электронный ресурс]. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1922
- Российские вузы: Об эффективности национального проекта «образование» // Официальный сайт ИC РАН. - 2010. [Электронный ресурс]. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1907
- Частное (негосударственное) высшее образование: инновационный потенциал и инвестиционная привлекательность (по материалам экспертного опроса)// Официальный сайт ИC РАН. - 2010. [Электронный ресурс]. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1869
- Экспертная оценка эффективности модернизации образования // Официальный сайт ИC РАН. - 2010. [Электронный ресурс]. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1906
- «Гонка на выживание»: негосударственные университеты завтра// Официальный сайт ИС РАН. — 2010. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=1826
- КЛЮЧАРЕВ Г.А. Дополнительное профессиональное образование: особенности, эффективность, перспективы с. 83-92 // Социологические исследования. 2010. №2
2009
2008
- Дополнительное образование - проблема легитимации практики// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 108-119.
- К вопросу о теоретических основаниях непрерывного образования// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 344-358.
- Корпоративное образование: альтернатива государственным программам в сфере дополнительного образования// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 134-160.
- Миграционная политика в контексте образования// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 300-323.
- Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах /Отв. ред. ГА. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. — 400 с.
- Новое дополнительное образование: легитимация практики // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. - Вып.7. - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 159-177.
- Роль культурно-досуговых учреждений в информальном образовании// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 293-299.
- Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. — Вып. 7. — М.: Институт социологии РАН, 2008. — 544 с.
- Что понимать под гражданским образованием?// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 182-189.
- Ключарев Г.А., Пахомова Е.И., Трофимова И.Н. Совершенствование работы с молодежью группы риска: от наказания к профилактике. М., 2007. Рец. С.В. Львов) // Социологические исследования. www №11
2007
2005
2004