XVI Всероссийская школа молодого социолога

XVI Всероссийская школа молодого социолога



С 13 по 18 марта 2023 г. в городе Майкоп в Адыгейском государственном институте состоялось социологическое событие – XVI Всероссийская школа молодого социолога «Теоретико-методологические эффекты междисциплинарности в современной социологии».

Организаторами симпозиума совместно с АГУ выступили Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, а также Совет ректоров Юга России. Мероприятие собрало около 150 ученых социологов из университетов и научных центров России и Абхазии.

Школа началась 13 марта с торжественного пленарного заседания XVI Всероссийской конференции «Консолидирующий потенциал российского общества в условиях современных вызовов» в стенах Адыгейского государственного университета. В солнечном г. Майкоп встретились участники из самых разных регионов страны, ученики и эксперты представляли университеты, исследовательские центры и научные школы Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Ханты-Мансийска, Донецка, Краснодара, Кабардино-Балкарии, Новочеркасска, Ростова-на-Дону иСимферополя. Мастер-классы, интерактивные лекции, круглые столы, деловые игры, тренинг-семинары – вот лишь малая часть мероприятий по совершенствованию социологического мастерства, в которые предстояло погрузиться участникам Школы.

С приветственным словом на открытии конференции выступили директор НИИ комплексных проблем АГУ, доктор социологических наук, профессор Р.Д. Хунагов; ректор ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» Д.К. Мамий, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, профессор В.Н. Гурба; заместитель генерального директора российского общества «Знание», руководитель Центра знаний «Машук» кандидат социологических наук, доцент А.В. Сериков; президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров вузов Юга России, член-корреспондент РАО М.А. Боровская.

Старт высокому собранию дал директор Научно-исследовательского института комплексных проблем Адыгейского государственного университета профессор Р.Д. Хунагов: «В условиях современных геополитических и социокультурных вызовов наблюдается активизация региональной политики идентичности, что является, с одной стороны, ответом на те стратегические цели и ориентиры, которые определяются федеральной властью, а, с другой – стремлением сохранить этническое, культурное, религиозное разнообразие в условиях нестабильности и глубокой неопределенности. Сегодня Россия находится в состоянии самоопределения своего пути и места в мировом сообществе. В этой связи выстраивается новое ценностно-нормативное, коммуникационное пространство, которое выходит за пределы отдельных видов идентичностей и предполагает их комбинацию с целью консолидации российского социума. Значимую роль в этом процессе играют регионы, активно формирующие политику идентичности с учетом социокультурных особенностей и в соответствии с общегосударственными задачами» – подчеркнул Рашид Думаличевич.

В.Н. Гурба в приветственном слове подчеркнул, что на площадке Школы всегда обсуждаются самые актуальные проблемы российского социума: «Конференция, посвященная консолидационному потенциалу российского общества в условиях современных вызовов, прежде всего, обращает наше внимание на макроуровень происходящих в обществе процессов, способствующих объединению российского народа. И в этом плане, конечно же, нельзя не затронуть тему, связанную с идентификационными процессами, особенно, если речь идет о полиэтничном пространстве российских регионов, к которым, в первую очередь, относится Юг России. Вопросы формирования гражданской консолидации как необходимого условия единенияроссийского полиэтничного социума, должны решаться с высокой степенью деликатности, без ущемления прав этнических культур, национального самосознания населяющих Россию народов» – резюмирует в приветственном выступлении Владимир Николаевич.

Заместитель генерального директора российского общества «Знание», директор Центра Знаний «Машук» А.В. Сериков значительное внимание в приветственном слове уделил гражданскому патриотизму, базисному фактору консолидирующего потенциала российского общества в условиях современных вызовов: «Не зря упомянут гражданский патриотизм. Запрос именно на такой патриотизм сегодня актуален в России. Именно он способен сплотить молодежь и старшие поколения. Перспективы преодоления процессов дезинтеграции в России, в том числе проявляющихся и по региональной линии, связываются многими исследователями с гражданским патриотизмом. В его основе - готовность к действиям на благо общества и государства в контексте адекватного восприятия реальности» - отмечает Антон Владимирович.

Широкий спектр волнующих социологов вопросов, открывающих инновационные исследовательские поля, содержали докладыдиректора Института социологии ФНИСЦ РАН, академика М.К. Горшкова («Консолидация российского общества в условиях современных вызовов: историко-социологический и ценностно-мировоззренческий контекст»); президента ЮФУ, профессора М.А. Боровской («Социальное программирование экосистем: инструменты и механизмы развития»); директора Научно-исследовательского института комплексных проблем Адыгейского государственного университета, профессора Р.Д. Хунагова («Региональная политика идентичности в предметном поле социологии»); научного руководителя Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, профессора Ю.Г. Волкова («Социальная креативность личности – главный ресурс консолидации общества»); доктора социологических наук, профессора, декана факультета социологии СПбГУ Н.Г. Скворцова и доктора социологических наук, профессора, зав. кафедрой экономической социологии факультета социологии СПбГУ Ю.В. Веселова («Доверие как ресурс и основа консолидации общества»); директора Института социологии и регионоведения ЮФУ А.В. Бедрика («Диаспорные институты в интеграции и дезинтеграции поликультурного общества Юга России»); руководителя лаборатории социологической диагностики, профессора С.А. Ляушевой («Многоуровневая идентичность поликультурного региона: социологическое измерение»); доцента кафедры прикладной конфликтологии и медиации ИСиР ЮФУ И.В. Ковтуненко («Речевая агрессия в научном дискурсе и в интернет-текстах»).

Научное сообщество в лице мэтров социологии и молодых ученых пришло к выводу, что сегодня, как никогда, необходим научный поиск идеи консолидации российского общества, той идеи, вокруг которой возможно единение, интеграции ключевых ценностей, традиций населяющих российские регионы народов. И потому сложно переоценить научное мероприятие, происходящее сегодня в Адыгейском государственном университете, который славится своей научной школой в области изучения вопросов идентичности, межэтнических отношений и региональной консолидации.

Открытие Школы прошло в торжественной обстановке, с приветственными словами к участникам Школы обратились заместитель директора по научной работе Института социологии ФНИСЦ РАН, руководитель Центра социологии молодежи Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, доктор социологических наук, профессор Ю.А. Зубок и директор Института социологии и регионоведения, кандидат социологических наук, доцент А.В. Бедрик.

Погружение в мир социологии для школьников началось с интерактивной лекции доцента кафедры социологии Северо-Кавказского федерального университета, кандидата социологических наук А.Э. Гапич: «Использование инструментов больших данных и сетевой методологии в прикладных социологических исследованиях». Лекция Александра Эриковича позволила узнать об использовании нейросетей и программных продуктов для проведения эмпирических исследований, способах упрощения анализа больших пластов информации для использования в собственных исследованиях.

Фундаментальную значимость для молодых социологов приобрел мастер-класс «Принцип создания академического текста», модераторами которого выступили Ю.А. Зубок и О.В. Аксенова. Экспертами была обозначена специфика новых критериев, которые предъявляются сегодня к диссертациям по социологии Высшей аттестационной комиссией РФ, что было важно услышать молодым социологам, готовящим свои диссертационные проекты.

Инновационным для аудитории предстал доклад М.А. Боровской на тему «Социальное программирование экосистем: инструменты и механизмы развития». В своем докладе Марина Александровна сделала ключевой акцент на реализации целей устойчивого развития в контексте стратегического проекта ЮФУ «Социальное программирование когерентной среды будущего», объяснила роль университетов в развитии региональных территорий и рассказала об опыте Южного федерального университета в социальном программировании экосистем.

О транспрофессиональной идентичности в условиях консолидации российского общества предметно в своей интерактивной лекции «Роль академического лидерства в становлении и развитии транспрофессиональной идентичности молодых специалистов» рассказал К.В. Воденко.

Прицельное внимание теоретико-методологическим аспектам социологической науки было уделено в рамках интерактивной лекции Ю.А. Зубок «Социальная регуляция и саморегуляция жизнедеятельности: социологический подход к исследованию». Долгожданным для аудитории предстал мастер-класс «Общественное мнение: научно-обоснованное и ошибочное в изучении и интерпретации» академика М.К. Горшкова. Обогатила профессиональный тезаурус и инструментальный арсенал начинающих исследователей интерактивная лекция «Социокультурные основания регионального развития в России» О.В. Аксеновой.

Эмпирически осмыслить социальную реальность посредством изучения выборочного метода удалось на круглом столе А.В. Дятлова «Выборочный метод в эмпирических исследованиях: проблемы репрезентативности». В процессе интерактивного занятия уточнялись термины, связанные с понятиями выборки и репрезентативности, описывалась классификация выборок в социологии, были обозначены самые распространенные ошибки. Лекция оказалась чрезвычайно полезной для будущих социологов, ведь выборка, пожалуй, это самое сложное в проведении количественного исследования. Традиционно запомнилось «школьникам» и экспертам выступление профессора кафедры финансового и HR-менеджмента РГЭУ (РИНХ), профессора С.И. Самыгина с докладом: «Цифровизация высшей школы (опыт преподавания)».

Особый интерес студентов вызвала деловая игра «Идеальный мужчина и идеальная женщина в современном обществе: гендерная специфика», модераторами которой выступили А.В. Верещагина (профессор кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований ИСиР ЮФУ, доктор социологических наук, доцент) и Е.Ю. Колесникова (доцент кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований ИСиРЮФУ, кандидат социологических наук).

В завершении плодотворной работы на Школе молодого социолога была проведена деловая игра «Многоступенчатая выборка: от реализации к визуализации», модератором которой выступила А.А. Зайцева.

На Школе молодого социолога не только магистрантам и аспирантам, но и студентам предоставляется эвристическая площадка для испытания и апробации своих идей. Предоставить совсем еще юным исследователям возможность полноценного участия в серьезном социологическом дискурсе, стать для них местом «боевого крещения», настоящей инициации, сыграть роль профессионального «трамплина» в социологическую науку – одна из главных миссий Школы.

В процессе интерактивного взаимодействияучастникам и экспертам Школы удалось обстоятельно представить и обсудить концепцииисследовательских работ магистрантов и аспирантов. Так, для обсуждения с участниками Школы и экспертным сообществом были представлены концепция докторской диссертации кандидата социологических наук, доцента ЮРГПУ (НПИ) О.С. Иванченко, концепции кандидатской диссертации аспиранта ИСиР ЮФУ А.И. Черевковой, концепции магистерской диссертации магистранта ИСиР Юфу Е.А. Гринченко. Представив свои концепции, они смогли получить обратную связь от экспертов Школы, направленную на доработку и усиление их исследовательских работ. Финалом образовательного дня стала возможность индивидуальных консультаций участников Школы с экспертным сообществом.

Школа молодого социолога традиционно – уникальное место, где участникам предоставляется не только возможность приобщиться к социологическим идеям и новациям, но и пространство, где царит настоящее творчество, где каждый может продемонстрировать свои таланты, а ими наши студенты щедро наделены. Каждый вечер были песни под гитару – бардовская песня, рэп, панк, рок-н-ролл, все было подвластно нашим «школьникам». Разнообразие стилей показала и неизменная танцевальная часть творческой программы Школы, особенно произвели впечатление национальные танцы студентов из Адыгейского госуниверситета. По обычаю пели и караоке, и здесь впечатляли не только потрясающие голоса, но и широта репертуара – от народного фольклора и песен из советских кинофильмов.

Все на нашей Школе неординарно, вот и гимн выбран нетривиальный – это песня Басты«Сансара». И одним из самых трогательных моментов вечера стало исполнение гимна. Встали все, и студенты, и наставники, и в одном порыве, взявшись за руки, пели хорошо известные строчки «учитель продолжается в своем ученике» и «нас всех меняют местами, таков закон сансары». В песне звучали печальные нотки разлуки, и тем острее ощущалось, что такие дни, такие встречи, такое единение, которые становятся возможными на Школе молодого социолога – это и есть жизнь.


к списку