Публикация в газете «Ведомости» от 11 июля 2014 года

Публикация в газете «Ведомости» от 11 июля 2014 года



Текст статьи из газеты «Ведомости», перечесатка с сайта http://www.vedomosti.ru

 
Фото: Андрей Махонин/Ведомости

Особенности современного рынка труда в России радикально изменили запросы россиян, в том числе и молодежи от 15 до 29 лет, к учебе и получению новых квалификаций. Ученые Института социологии РАН, опираясь на результаты статистики и данные опросов, описали планы молодого поколения в книге «Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи».

С начала 1990-х гг. работодатели, особенно в частном секторе, предпочитали принимать людей с более гибким мышлением и высокой способностью к обучению. Ее общепринятым индикатором стал диплом о высшем и отчасти среднем специальном образовании. К середине 2000-х гг. зарплата специалистов с высшим образованием превышала заработок работников на той же должности без диплома на 60-65%. Продолжительная учеба также снизила давление на рынок труда.

Если в 1993 г. девять классов заканчивали 84% школьников, то в начале 2010-х уже 95%. Изменились и дальнейшие предпочтения. В начале 1990-х 53% девятиклассников шли в 10-й класс, 29% — в ПТУ, 14% — в техникумы. В 2010-х — 58, 18 и 24% соответственно. В 1990-х в вузы поступал каждый второй выпускник 11-го класса, в середине 2000-х — около 80%. По данным исследования ИС РАН, в 1998 г. высшее образование получили 38% выпускников техникумов и 1% выпускников ПТУ Новосибирска, в 2008 г. — 44 и 14%.

По мнению авторов исследования, за постсоветские годы изменилось отношение к образованию, особенно к высшему. Оно перестало быть индикатором социального статуса и превратилось в инвестицию в человеческий капитал (собственный и детей), инструмент достижения жизненного успеха. По данным ВЦИОМа, доля россиян, считающих, что их дети должны получить высшее или послевузовское образование, в 2002-2012 гг. выросла с 70 до 80%. Среди людей до 35 лет — 85%.

Повышенное внимание к образованию противоречиво сказывается на качестве человеческого капитала и самого образования. Спрос на него разделил систему образования на качественные учебные заведения, дающие нужные квалификацию и компетенции, и конторы по торговле дипломами. Предстоящее вследствие демографических тенденций снижение численности старшеклассников даст государству возможность очистить систему образования от избыточных высших учебных заведений и поучаствовать в воссоздании институтов среднего специального образования.


к списку