Отдел социологии образования
>> К списку подразделений
доктор социологических наук
Константиновский Давид Львович
scan21@mail.ru | +7 (499) 128-69-01
Список СОТРУДНИКОВ
ПУБЛИКАЦИИ
Выбрать год:
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Отдел социологии образования Института социологии РАН существует более 15 лет. За это время он стал признанным лидером в области социологии образования. Сотрудники Отдела опубликовали более 450 научных работ, участвуют в проектах Министерства образования и науки РФ, различных организаций и научных фондов, среди которых Российский государственный научный фонд, Национальный фонд подготовки кадров и др.
Основные направления исследований Отдела - единый комплекс актуальных исследований, результаты которых остро востребованы как в научном, так и в практическом отношениях.
- Анализ сферы образования как фактора дифференциации и интеграции общества в современной России, изучение неравенства в этой сфере;
- Проблемы социализации подростков в сфере образования;
- Роль семьи и школы как важнейших агентов социализации в новых социально-экономических условиях.
В работе Отдела особое внимание уделяется изучению фундаментальных проблем в сфере образования:
- образование как устойчивый социальный институт;
- структура института образования, ее модификации;
- институциональная система общества и ее влияние на институт образования;
- социокультурные изменения и образование;
- инерционность и лабильность системы образования;
- образование и другие социальные институты;
- важнейшие функции института образования (воспроизводство культурных и социальных ценностей; социализация членов общества; функции социального и культурного изменения и др.);
- государственное и коммерческое образование;
- массовое и элитное образование;
- непрерывное образование;
- проблемы модернизации образования;
- глобализация, этнические, демографические и региональные проблемы образования.
При этом фундаментальность подхода сочетается в исследованиях Отдела с эмпирической разработкой изучаемых проблем. Материалы, получаемые в результате исследований, используются в учебном процессе.
Исследовательские направления представлены целым рядом реализованных и продолжающихся проектов.
Проекты
- «Российская молодежь в меняющемся обществе (Социальные и профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи накануне XXI века)» (Российский гуманитарный научный фонд, 1997-2000);
- «Вторичная занятость студентов» (Министерство образования РФ, 2001);
- «Социологический анализ форм включения своих вузов в систему непрерывного гуманитарного образования» (Министерство образования РФ, 2002);
- «Образование и жизненный старт молодежи в изменяющейся России» (Российский гуманитарный научный фонд, 2003-2005);
- «Анализ доступности высшего образования для социально уязвимых групп» (Независимый институт социальной политики, 2003);
- «Российское образование и формирование человеческого потенциала» (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2003);
- «Образование и будущее России» (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2004);
- «Роль непрерывного гуманитарного образования в профессиональном становлении студентов гуманитарных и технических специальностей» (Министерство образования РФ, 2004);
- «Проведение мониторингового исследования по оценке доступности качественного общего полного среднего образования в рамках учреждений общего и начального профессионального образования» (Национальный фонд подготовки кадров, 2004-2006);
- «Образование как инновационный ресурс России в период глобализации» (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2005);
- «Доступность качественного общего образования: региональные модели социальной политики, барьеры, стратегии» (Независимый институт социальной политики, 2006);
- «Россия в глобальном мире: воздействие западных институциональных образцов на социальные процессы в России» (Подпроект: Изучение эффективности практик получения образования за рубежом)». Целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерство образования и науки РФ, 2006-www
- «Профессиональные и образовательные траектории молодежи в изменяющейся России» (Российский государственный научный фонд, 2007-2009);
- «Российское образование в условиях глобализации: модификация институциональных моделей и жизненных траекторий» (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2007);
- «Молодежь и образование в современной России: ориентации, реальные траектории и человеческий капитал» (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2008);
- «Рабочая молодежь в современном обществе: ориентации, образование, реальные траектории и человеческий капитал» (Отделение общественных наук Российской академии наук, 2009);
- «Рабочая молодежь в условиях инновационного развития российского общества: образовательные и профессиональные траектории.» (Институт общественного проектирования (Общественная палата ) 2009;
- «Россия в глобализирующемся мире: пути формирования человеческого капитала» (Программа фундаментальных исследований ООН РАН, 2009);
- «Формирование образовательных и профессиональных траекторий молодых рабочих в современных условиях», 2010;
- «Рабочая молодёжь сегодня: учеба, работа, социальное самочувствие» (Российский гуманитарный научный фонд , 2010-2011);
- «Тенденции социализации и проблемы социальной адаптации детей, молодежи и подростков в современной России». 2009 – 2012;
- «Современная молодёжь России: человеческий капитал, профессиональные траектории, социальное самочувствие». 2011 – 2015. N государственной регистрации 01201062840
- «Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи» (Российский гуманитарный научный фонд, 2013-2014).
На основе исследовательских проектов публикуются статьи, издаются сборники научных трудов, монографии, а также разрабатываются рекомендации для практических работников сферы образования.
Постоянно действующие семинары:
Ранее выполненные проекты по грантам:
- Грант РФФИ: 2018 - 2020. «Заочник» высшей школы: социальное поведение в системе образования и на рынке труда
Руководитель: д.соц.н. Чередниченко Г.А. - Грант РНФ: 2017 - 2019. Горизонтальная профессиональная мобильность и образовательные стратегии населения в контексте технологического развития РФ (социологический анализ)
Руководитель: к.соц.н. Попова Е.С. - Грант РНФ: 2014 - 2015. Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи в современной экономической ситуации
Руководитель: д.соц.н. Константиновский Д.Л. - Грант РГНФ: 2013 - 2014. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи
Руководитель: д.соц.н. Константиновский Д.Л. - Грант РГНФ: 2010 - 2011. Рабочая молодёжь сегодня: учеба, работа, социальное самочувствие
Руководитель: д.соц.н. Константиновский Д.Л. - Грант РГНФ: 2007 - 2009. Профессиональные и образовательные траектории молодежи в изменяющейся России
Руководитель: д.соц.н. Константиновский Д.Л.