Аверьянов Леонид Яковлевич

Сотрудник другой организации
Curriculum Vitae
Аверьянов Леонид Яковлевич (10 апреля 1944 – 5 марта 2011)
В 1972 году окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1978 году закончил аспирантуру Института социологических исследований АН СССР.
В 1974-1976 – ИСИ АН СССР науч. сотр.
Докторскую диссертацию на тему: "Методологические проблемы вопроса в социологии" защитил в 1992 году в Ленинградском государственном университете, на социологическом факультете.
До 2011 года ректор Русского гуманитарного интернет-университета.
Область научных исследований: методология социального познания и методика социологического исследования.
Автор 6 книг и более 100 статей.
Один из немногих авторов исследовал проблему вопроса в социологии, ввел ее в активный научный оборот. До того проблема вопроса не была зафиксирована в философии, логике и социологии. Достаточно сказать, что ни один словарь, за исключением словаря Кондакова по логике, не содержал статьи, посвященной проблеме вопроса. После выхода ряда работ Аверьянова проблема вопроса обрела свою научную основу и стала объектом внимания ученых, прежде всего, в социологии. Предложил свое оригинальное видение логической структуры вопроса, которая долгое время оставалась камнем преткновения для философов и логиков. Исходя из тесной связи вопроса с процессом познания, ввел понятие концептуально-гипотетического знания как необходимой первичной формы взаимодействия с объектами, находящимися вне сознания.
Активно занимался проблемой контент-анализа, предложил новое его понимание как смыслового выражения искомого показателя, заключенного в обязательном порядке в законченную смысловую форму, в частности, предложение. Контент-анализ рассматривается как одна из двух форм фиксации знания. В этом плане текст (в любой его форме) имеет свою оригинальную структуру и логику построения. В конечном итоге, новая методика и методология контент-анализа позволяет осуществлять многослойную и многомерную интерпретацию текста, значительно расширяя познавательные возможности сознания.
Основные работы: "Искусство задавать вопросы" (1978, 2003) ; "Почему люди задают вопросы" (1990) ; "Социология: что она знает и может" (2001) ; "В поисках своей идеи. ч. 1" (2002) ; "В поисках своей идеи. ч. 2" (2003) ; "Контент-анализ" (2008)