Необходимость восприятия и восприятие необходимости в учении Дж. Беркли
Гусев Д.О.
Необходимость восприятия и восприятие необходимости в учении Дж. Беркли // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 256-266.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.
ISBN 978-5-89697-381-2
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.26
Размещена на сайте: 10.02.22
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.26
Аннотация
В данной статье рассматривается философское содержание учения Дж. Беркли. Главным предметом этого рассмотрения выступает проблема начала познания как восприятия чувственных единичных предметов в опыте. Анализируется гипотеза материализма, предпосылающая деятельности сознания абстрактную субстанцию как материю, которая должна обосновать необходимость содержания самого познания. В результате рассмотрения этой гипотезы обосновывается историческая необходимость имматериализма, или формального идеализма, в учении Дж. Беркли. Проводится различие между абстрактной независимостью материи от сознания и всеобщей необходимостью содержания восприятия как видами необходимости. На материале рассматриваемого учения также иллюстрируется различие между опытным познанием, которое раскрывает особенную необходимость существования вещей для нас, и философским познанием, которое должно раскрыть всеобщую необходимость существования вещей в восприятии. В связи с этим восприятие рассматривается как необходимый способ бытия чувственной единичности. Вслед за Беркли обосновывается необходимость связи чувственно-воспринимаемых идей в опыте, в котором познается лишь реальная необходимость бытия бога. Вследствие этого проблематизируется способ философского познания всеобщей необходимости опыта в учении Дж. Беркли. В данной статье рассматривается философское содержание учения Дж. Беркли. Главным предметом этого рассмотрения выступает проблема начала познания как восприятия чувственных единичных предметов в опыте. Анализируется гипотеза материализма, предпосылающая деятельности сознания абстрактную субстанцию как материю, которая должна обосновать необходимость содержания самого познания. В результате рассмотрения этой гипотезы обосновывается историческая необходимость имматериализма, или формального идеализма, в учении Дж. Беркли. Проводится различие между абстрактной независимостью материи от сознания и всеобщей необходимостью содержания восприятия как видами необходимости. На материале рассматриваемого учения также иллюстрируется различие между опытным познанием, которое раскрывает особенную необходимость существования вещей для нас, и философским познанием, которое должно раскрыть всеобщую необходимость существования вещей в восприятии. В связи с этим восприятие рассматривается как необходимый способ бытия чувственной единичности. Вслед за Беркли обосновывается необходимость связи чувственно-воспринимаемых идей в опыте,в котором познается лишь реальная необходимость бытия бога. Вследствие этого проблематизируется способ философского познания всеобщей необходимости опыта в учении Дж. Беркли.
Ключевые слова:
история философии необходимость восприятие идея материя познание опыт беркли history of philosophy necessity perception idea matter cognition experience berkeleyРубрики:
История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Alexander Yu Antonovskiy & Raisa Ed Barash (2020) The Mission of the Scientist Yesterday and Today: On the Centenary of Max Weber’s Wissenschaft als Beruf, Social Epistemology, 34:2, 117-129.
- Сапов В. В.
Питирим Сорокин о Н.Я. Данилевском // Творческое наследие Н.Я. Данилевского: история и современность / отв. ред. В.В. Сидорин. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. C. 120-133. - Сорокин П. Николай Данилевский (перевод В.В. Сапова) // Творческое наследие Н.Я. Данилевского: история и современность / отв. ред. В.В. Сидорин. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. C. 134-158.
- Виноградов Д.А.
Предмет и метод первой и второй философии Аристотеля // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 314-328. - Malinkin A.N. Sociology and Metaphysics of Technology According to N. A. Berdyayev. In Commemoration of the Russian Thinker’s 150th Birthday Anniversary. Social Sciences. 2024. Vol. 55. No. 3. Pp. 93-105.