Экзистенциально-феноменологическая интерпретация Другого в философии М. Бахтина и Ж.-П. Сартра
Березовская И.П.
Экзистенциально-феноменологическая интерпретация Другого в философии М. Бахтина и Ж.-П. Сартра // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 189-194.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.
ISBN 978-5-89697-381-2
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.20
Размещена на сайте: 10.02.22
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.20
Аннотация
В статье рассматриваются трактовки проблемы Другого в работах М.М. Бахтина и Ж.-П. Сартра. Ж.-П. Сартра и М.М. Бахтина интересует конкретный человек, которого «встречают», а не конституируют. Поэтому осмысление проблемы Другого не может быть изложено в системе рациональных философских категорий. Отсюда субъективно-эмоциональная терминология и обращение к художественным средствам, которые характерны для обоих мыслителей. Размышления русского философа М.М. Бахтина об отношении Я и Другого представляют собой достаточно резкий вызов традиционному пониманию субъекта от Декарта и вплоть до Сартра. По Бахтину существование Я не столько аподиктическим образом вытекает из его мышления, сколько в своей обособленности и изолированности от Другого является основанием мысли. В статье рассматриваются трактовки проблемы Другого в работах М.М. Бахтина и Ж.-П. Сартра. Ж.-П. Сартра и М.М. Бахтина интересует конкретный человек, которого «встречают», а не конституируют. Поэтому осмысление проблемы Другого не может быть изложено в системе рациональных философских категорий. Отсюда субъективно-эмоциональная терминология и обращениек художественным средствам, которые характерны для обоих мыслителей. Размышления русского философа М.М. Бахтина об отношении Я и Другого представляют собой достаточно резкий вызов традиционному пониманию субъекта от Декарта и вплоть до Сартра. По Бахтину существование Я не столько аподиктическим образом вытекает из его мышления, сколько в своей обособленности и изолированности от Другого является основанием мысли.
Ключевые слова:
субъект другой бытие–для–другого мы subject other being-for-the-other weРубрики:
История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Давыдов А. П.
Методологическая середина как инструмент изучения социальной реальности // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 18 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2020. С. 529-564. - Грякалов А.А.
Диалог, событие и субъект-свидетель — топо-модерн? // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 11-30. - Качанов Ю. Л.
Социологическая истина: социально-философский аспект// Официальный сайт ИC РАН. - 2009. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1134 - Гофман А. Б.
Социология // Большая Российская Энциклопедия. В 35 томах. Том 31. Москва: Большая Российская Энциклопедия, 2016. С.12-14. - Качанов Ю. Л.
Эпистемология социальной науки. Серия: Gallicinium. - М.: Алетейя, 2007. - 232 с.