Теория познания Н.О. Лосского в контексте гносеологических идей его времени
Шиян А.А.
Теория познания Н.О. Лосского в контексте гносеологических идей его времени // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 153-161.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.
ISBN 978-5-89697-381-2
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.16
Размещена на сайте: 10.02.22
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.16
Аннотация
В статье идет речь о теории познания русского философа Н.О. Лосского, в которой, с одной стороны, рассматривались проблемы, характерные для немецкоязычной гносеологии начала ХХ в., с другой стороны, разрабатывалась и обосновывалась оригинальная методология интуитивизма, основанная, во многом на русской философской традиции. В отличие от неокантианца Г. Риккерта Лосский придерживается тезиса об имманентности знания и его предмета. Интуиция как основной метод познания сближает гносеологию Лосского с теоретико-познавательной позицией Э. Гуссерля. Однако в отличие от феноменологии, Лосский понимает интуицию более широко и всеобъемлющее. Интуиция, с точки зрения русского мыслителя, обеспечивает непосредственный доступ не только к предметам, как они есть в действительности,но также и к взаимосвязям и отношениям между предметами, лежит в основании дедуктивных и индуктивных методов рассуждений.В статье также уделяется внимание пониманию интуициив творчестве С.Л. Франк и Б.В. Яковенко.
Ключевые слова:
теория познания интуитивизм знание предмет познания лосский epistemology intuitionism knowledge the subject of knowledge losskyРубрики:
История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Качанов Ю. Л.
Социологическая истина: социально-философский аспект// Официальный сайт ИC РАН. - 2009. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1134 - Дридзе Т. М.
Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Россия трансформирующееся общество / Под редакцией В.А. Ядова. - М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001. C. 222-240. - Подвойский Д. Г.
(Со)знание как инструмент «устроения миров»: мультидисциплинарная перспектива // Социологическое обозрение. 2018. Т.17. №1. С. 274–301. - Руденко Н. И.
Кризис репрезентации в социальных науках на рубеже 1980-1990х гг.: критика процесса познания и социологических нарративов // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 51. № 1. С. 207-222. - Подвойский Д. Г.
Этот мир придуман не нами?: о роли знаний в конструировании реальности (классики и современники) // Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации: [монография] / Под ред. И.Ф. Девятко, Р.Н. Абрамова, И.В. Катерного. – Москва: Прогресс-Традиция, 2015. С. 65-95.