Социально-экономические аспекты феномена «доверие»

Социально-экономические аспекты феномена «доверие»



Медведева Е.И.
Социально-экономические аспекты феномена «доверие» // Социальное пространство. 2022. Т. 8. № 4. DOI: 10.15838/sa.2022.4.36.9 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29476
ISSN 2499-9881
DOI: 10.15838/sa.2022.4.36.9

Размещена на сайте: 31.12.22

Текст статьи нас сайте журнала URL: http://socialarea-journal.ru/article/29476 (дата обращения 31.12.2022)



Ссылка при цитировании:

Медведева Е.И. Социально-экономические аспекты феномена «доверие» // Социальное пространство. 2022. Т. 8. № 4. DOI: 10.15838/sa.2022.4.36.9 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29476
DOI: 10.15838/sa.2022.4.36.9

Аннотация

В современных условиях особую актуальность приобрели вопросы изучения категории «дове- рие», особенно с позиций экономики, политики и общества. Объектом исследования является  российское население и его отношение к различным общественным институтам, предметом –  феномен «доверие» и его влияние на социально-экономические процессы. В статье поставлена  цель изучить теоретические подходы к оценке категории «доверие» и проанализировать суще- ствующий уровень доверия россиян к различным общественным институтам, организациям,  экономическим и социальным изменениям. В настоящее время изучение данной категории при- обретает все большую практическую значимость и необходимость для принятия эффектив- ных и взвешенных решений. Оно весьма актуально, так как в связи со сложившейся ситуацией  в стране: беспрецедентным давлением, санкционными ограничениями, изменениями в соци- альной политике, искажением информации и увеличением энтропии информационного поля  (появление «фейков»), сложной политической обстановкой – приводит к осознанию того, что  общество находится в состоянии постоянного «прессинга». Последствиями таких влияний ста- новятся дефицит доверия со стороны населения и утрата способности достоверно восприни- мать происходящие политические, социальные и экономические процессы. В статье использо- ваны результаты теоретических и практических исследований отечественных и зарубежных  ученых, опросов и мониторингов ВЦИОМ, а также двух исследований, которые были проведе- ны Институтом социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН совместно  с Институтом психологии РАН и Институтом биологической обратной связи и ноопсихосома- тики. Применялся авторский инструментарий для проведения опроса, часть из которого была В современных условиях особую актуальность приобрели вопросы изучения категории «Доверие», особенно с позиций экономики, политики и общества. Объектом исследования является российское население и его отношение к различным общественным институтам, предмет – феномен «Доверие» и его влияние на социально-экономические процессы. Целью данной статьи является изучение теоретических подходов к оценке категории «Доверие», а также анализ существующего уровня доверия россиян к различным общественным институтам, организациям, экономическим и социальным изменениям. В настоящее время изучение данной категории приобретает всё большую практическую значимость и необходимость для принятия эффективных и взвешенных решений. Это весьма актуально, так как в связи со сложившейся ситуацией в стране, а именно: беспрецедентным давлением, санкционными ограничениями, изменениями в социальной политике, искажением информации и увеличением энтропии информационного поля (появление «фейков»), сложной политической обстановкой – приводит к осознанию того, что общество находится в состоянии постоянного «прессинга». Результатами таких влияний становится дефицит доверия со стороны населения и, как следствие, утрата способности достоверно воспринимать происходящие политические, социальные и экономические процессы. В статье использованы теоретические и практические исследования отечественных и зарубежных учёных, результаты опросов и мониторингов ВЦИОМ, а также результаты двух исследований, которые были проведены ИСЭПН ФНИСЦ РАН совместно с ИС РАН и Институтом биологической обратной связи и ноо-психосоматики. Использовался авторский инструментарий для проведения опроса, часть из которого была посвящена вопросам доверия респондентов различным институтам. Полученные результаты имеют как теоретическое, так и практическое значение для учёных, исследователей и специалистов, которые занимаются вопросами влияния доверия на социально-экономические аспекты жизнедеятельности человека, а также для различных структур власти, принимающих участие в решении вопросов социального и экономического характера для возможностей купирования различных видов рисков

 

Ключевые слова:

доверие экономическое поведение социально-экономические проблемы отношение к общественным институтам экономическая активность населения потребительское доверие trust economic behavior socio-economic problems attitude to public institutions economic activity of the population consumer confidence

Рубрики:

Экономическая социология
Социальная политика и управление



Возможно, вам будут интересны другие публикации: