Ценностные маркеры российской идентичности и патриотические установки россиян: общероссийский и региональный контекст

Ценностные маркеры российской идентичности и патриотические установки россиян: общероссийский и региональный контекст



Кузнецов И.М.
Ценностные маркеры российской идентичности и патриотические установки россиян: общероссийский и региональный контекст // Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). Межнациональные отношения, гражданская идентичность и интеграционные процессы в полиэтническом пространстве России. 2023. № 1. С. 24–34.

Глава из книги: Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). Межнациональные отношения, гражданская идентичность и интеграционные процессы в полиэтническом пространстве России. 2023. № 1. 135 с. URL: https://www.fnisc.ru/publ.html?id=12659
ISSN 2686-8245
DOI: 10.19181/INAB.2023.1.3
EDN: RSTOLG
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=57930372

Размещена на сайте: 26.12.23

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Кузнецов И.М. Ценностные маркеры российской идентичности и патриотические установки россиян: общероссийский и региональный контекст // Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). Межнациональные отношения, гражданская идентичность и интеграционные процессы в полиэтническом пространстве России. 2023. № 1. С. 24–34.
DOI: 10.19181/INAB.2023.1.3
EDN: RSTOLG

Аннотация

В статье представлены основные результаты эмпирического исследования ценностных маркеров российской идентичности и патриотических установок россиян как на общероссийском (2020 г.), так и на региональном (на примере Кабардино-Балкарской Республики, 2021 г.) уровнях. Была исследована мера распространённости в российском социуме двух вариантов комплекса патриотических установок: «убеждённого» и «умеренного», которые отличаются друг от друга по ряду социально-политических диспозиций. В убеждённом варианте патриотизма прослеживается отчётливая ориентация на традиционность, которая проявляется и в том, что убеждённые патриоты чаще видят Россию как самостоятельную цивилизационную целостность со своим особым путём развития, связывают настоящее и будущее России с сохранением базовых традиционных ценностей. Патриоты умеренного типа, напротив, чаще придерживаются модернистских социально-политических воззрений на будущее России как части «общеевропейского дома» с идеалами свободного рынка, неприкосновенности частной собственности и либеральной экономики. В указанные годы, предшествующие началу СВО, в России в среднем преобладал умеренный вариант патриотизма, но на региональном уровне наблюдалась тенденция к уравновешиванию пропорций обоих вариантов и даже некоторое преобладание убеждённого варианта патриотизма. Исследование ценностных маркеров идентичности, т. е. представлений о России как исторической и социально-культурной целостности, показало широкую распространённость устойчивого во времени убеждения в цивилизационной уникальности России и необходимости ориентироваться на исторически сложившиеся российские традиции, моральные и религиозные ценности. Причём, на исследованном региональном уровне указанное убеждение распространено в заметно большей мере, чем в среднем по России. В статье представлены основные результаты эмпирического исследованияценностных маркеров российской идентичности и патриотических установок россиян какна общероссийском (2020 г.), так и на региональном (на примере Кабардино-БалкарскойРеспублики, 2021 г.) уровнях. Была исследована мера распространённости в российскомсоциуме двух вариантов комплекса патриотических установок: «убеждённого» и «умеренного», которые отличаются друг от друга по ряду социально-политических диспозиций.В убеждённом варианте патриотизма прослеживается отчётливая ориентация на традиционность, которая проявляется и в том, что убеждённые патриоты чаще видят Россию каксамостоятельную цивилизационную целостность со своим особым путём развития, связывают настоящее и будущее России с сохранением базовых традиционных ценностей. Патриоты умеренного типа, напротив, чаще придерживаются модернистских социально-политических воззрений на будущее России как части «общеевропейского дома» с идеаламисвободного рынка, неприкосновенности частной собственности и либеральной экономики. В указанные годы, предшествующие началу СВО, в России в среднем преобладал умеренный вариант патриотизма, но на региональном уровне наблюдалась тенденция к уравновешиванию пропорций обоих вариантов и даже некоторое преобладание убеждённоговарианта патриотизма. Исследование ценностных маркеров идентичности, т. е. представлений о России как исторической и социально-культурной целостности, показало широкуюраспространённость устойчивого во времени убеждения в цивилизационной уникальности России и необходимости ориентироваться на исторически сложившиеся российскиетрадиции, моральные и религиозные ценности. Причём, на исследованном региональномуровне указанное убеждение распространено в заметно большей мере, чем в среднем поРоссии.

Ключевые слова:

патриотические установки ценностные маркеры российской идентичности убеждённый патриотизм умеренный патриотизм традиционализм patriotic attitudes value markers of Russian identity convinced patriotism moderate patriotism traditionalism

Рубрики:

Этносоциология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: