«Социологическая наука и социальная практика» №2(6) 2014

«Социологическая наука и социальная практика» №2(6) 2014

по-русски    in english    

 

Год выпуска
ФИО автора
Контекст
Где искать В журнале
Во всех публикациях

«Социологическая наука и социальная практика» №2(6). 2014.

Содержание

К читателю с. 3

Зарубина Н. Н. Социокультурные и институциональные противоречия: вызовы для инновационного развития России с. 5

Аннотация. В статье рассматриваются социокультурные и институциональные проблемы инновационного развития современной российской экономики. Автор приходит к выводу, что важнейшим тормозом для инновационного развития во всех сферах социальной, экономической, культурной жизни России является не отсутствие социальных инноваций, а их слишком высокий темп. Социальная жизнь в России на протяжении нескольких столетий складывается в условиях постоянных трансформаций, представляющих собой попытки неорганичной модернизации, осуществлявшейся сверху. Реформирование экономики в 1990-х годах вышло за рамки допустимого «шага новизны» и вызвало упрощение и архаизацию хозяйства и человеческого капитала: закрытие и перепрофилирование высокосложных и наукоёмких современных производств, деквалификацию рабочей силы. Российский рынок и предпринимательство как сложившаяся система институтов сами по себе не мотивируют инновационное поведение участников. Более того, вследствие ориентации на немедленную рентабельность могут блокироваться именно инновационные виды деятельности, плохо поддающиеся выражению через формальные денежные показатели. Значительная часть общества испытывает отчуждение от происходящих изменений. Реакцией на отчуждение от социальных инноваций стала архаизация социальных практик. Она представляет собой более или менее осознанный отказ от инноваций в различных областях жизнедеятельности из-за их недоступности, недостаточности институциональных условий их освоения.
Для активизации инновационного потенциала российского общества необходимо, во-первых, совершенствовать хозяйственные институты таким образом, чтобы минимизировать возможности получения незаслуженного вознаграждения, сократить рентоориентированное предпринимательство, и одновременно стимулировать инновационные формы бизнеса. Во-вторых, необходимо снизить уровень социального неравенства и расслоения общества, сократить удельную массу социальных групп, адаптация которых к усложнению социума обеспечивается за счёт архаизации социальных практик, а не внедрения инноваций. В-третьих, снизить темпы неорганичных дисфункциональных социальных инноваций, сократить «шаг новизны».

Ключевые слова: социальные инновации, инновативность, «шаг новизны», социальное неравенство, сложное общество, адаптация, архаизация, повседневная жизнь.

Телегина Г. В. «Образование в течение жизни»: дилемма пессимизма и «умеренного оптимизма» в европейских политических и образовательных дискурсах с. 23

Аннотация. На протяжении последних двух десятилетий тема «непрерывного образования продолжает находиться в центре теоретических и политических дискуссий как на Западе, так и в России. При этом общая риторика и практика употребления связанных с проблематикой непрерывного образования терминов и социально-политических коннотаций нередко страдают размытостью смыслов. Официальные документы Европейской Комиссии и других международных институтов свидетельствуют о том, что как видения, ассоциируемые с понятием Lifelong Learning, так и конкретные действия, направленные на его воплощение, подвергаются на протяжении последних лет постоянным изменениям.
На основании критического анализа современных социально-теоретических источников и исследования трансформации подходов к непрерывному образованию, автор обращается к генеалогии понятий, так или иначе включающих идею «образование в течение всей жизни». Сопоставляя теоретические интерпретации «непрерывного образования», автор стремится прояснить социальные предпосылки, политические дискурсы и экономические императивы, определяющие смену значений и прагматику использования понятия «образование в течение всей жизни» в европейском контексте. В частности, автор прослеживает формы его институализации в динамике формирования европейской образовательной политики, анализируя основные политические документы, специфические программы и финансовые инструменты воплощения образовательной политики на общем фоне Болонского процесса, пытаясь ответить на вопрос о том, каким образом и при каких условиях потенциал данного понятия в его изначальном гуманистическом смысле может быть восстановлен и использован в реальном политическом и общественном действии – как на национальном уровне, так и в глобальном измерении.

Ключевые слова: «образование в течение жизни», европейская образовательная политика, неолиберализм, генеалогия смыслов.

Ключарёв Г. А. Просветительский проект и технологии дистанционного образования с. 45

Аннотация. По мере перехода к информационным технологиям и построению общества знаний идея просветительства вновь заявляет о себе. Как форма безвозмездного распространения знаний благодаря интернет-технологиям дистанционного обучения просветительство становится эффективным средством в конкурентной борьбе между государственными и частными учебными заведениями, из которых последние, – по принятой официальной терминологии часто «неэффективные», а на самом деле – малозатратные (дешёвые по стоимости обучения) вузы, – вынуждены переходить на новые формы обучения. Самые предприимчивые из них могут стать пионерами дистанционного интернет-образования если начнут использовать уже разработанные курсы известных профессоров и специалистов. Благодаря этому, вполне возможно, небольшой университет из США или Австралии за несколько месяцев «обойдёт», например, МГУ им. М. В. Ломоносова по количеству студентов и объёму финансовых потоков.
В результате распространения дистанционных интернет-технологий обучение перестаёт быть синхронным. Оно ориентируется на малые группы или становится индивидуальным. Каждый будет получать образование, когда ему это удобно, и затрачивать на этот процесс столько времени, сколько сочтёт нужным. Возникнут системы образования в реальном времени, использующие информационные ресурсы в разных частях мира. Характерное для традиционного образования массовое скопление людей в одном месте (огромные поточные аудитории, например) постепенно уходит в прошлое. На смену централизованной придёт сетевая организация образования, а традиционный вертикальный вектор просвещения замещается горизонтальными связями. Центральное положение займёт не знание как таковое, а навык его поиска и усвоения.
Из этого следует, что усиление институциональных позиций образования не является необходимым элементом образовательной политики, а с точки зрения экономики образования такая политика малоэффективна. Лицензирование и аккредитация – единственные способы государственного контроля и институализации в сфере образования – в рыночных условиях не работают. Образование становится прагматическим инструментом, сервисом, обслуживающим интересы основных потребителей – физических лиц, работодателей, государств.

Ключевые слова: просветительство, дистанционное интернет-образование, конкуренция университетов, образовательная политика, экономика образования.

Авраамова Е. М., Титов В. Н. Структурные факторы развития дополнительного профессионального образования с. 59

Аннотация. Развитие человеческого капитала понимается сегодня как основной ресурс успешного функционирования экономики, в связи с чем различные экономические субъекты вкладывают средства в развитие компетенций работников, поскольку только квалифицированный персонал способен обеспечить как собственный карьерный рост, так и конкурентное преимущество национальной экономики в быстроразвивающемся и изменяющемся мире.
Авторы исходили из того, что, с одной стороны, потребность в растущем человеческом потенциале кадрового состава возникает вместе с ростом экономического положения отрасли / предприятия в расчёте на ещё большие конкурентные преимущества, к которым человеческий потенциал имеет непосредственное отношение. В этом случае предприятие готово инвестировать в человеческий потенциал с расчётом на достаточно быструю отдачу. Но возможна и другая ситуация, когда экономическое положение отрасли / предприятия, напротив, ухудшается, и руководство стремится сократить неэффективные и мало эффективные рабочие места.
Информационной базой послужило исследование, реализованное РАНХиГС летом 2013 года, включающее экспертные личные интервью с акторами системы непрерывного образования: представителями руководства предприятий приоритетных отраслей и образовательных центров – 10 респондентов; стандартизированные интервью в форме телефонного опроса представителей HR-служб предприятий, функционирующих в приоритетных направлениях развития экономики (600 респондентов); анкетный телефонный опрос потребителей образовательных услуг, непосредственно прошедших обучение в рамках приоритетных направлений развития экономики (401 респондент).
Авторы пытались увязать потребность предприятий в повышении знаний и навыков работников с уровнем их экономического развития и инновационной активностью. Кроме того, рассматривались проблемы кадрового выбора, определялся приоритет повышения базовых трудовых компетенций, сравнивались формы дополнительного образования, практикуемые предприятиями и фирмами.
Еще одним фокусом рассмотрения стали результаты дополнительного профессионального образования для самих работников и предприятий, различающихся размером и успешностью экономической деятельности.

Ключевые слова: человеческий потенциал, дополнительное профессиональное образование, ключевые трудности компетенции.

Коннов В. И. Динамика культуры научного сообщества: социологические теории и практики с. 76

Аннотация. В статье прослеживается последовательное изменение социологических теорий с точки зрения двух аспектов: во-первых, в том, что касается представлений об общественной роли и организации научного сообщества, во-вторых – ключевых методологических положений, предписывающих определённый подход к изучению общества. Теории первого поколения (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм) были склонны видеть в научном сообществе организационный образец для общества в целом, а в качестве ключевых методологических принципов, позволивших ему занять такое положение, рассматривали эмпиризм, ценностную нейтральность, специализацию и аккумуляцию результатов. Однако уже к концу XIX в. появляются тенденции к рассмотрению науки как проявления определённой культуры, заданного её ценностной системой, и к признанию релятивного характера научного знания (М. Вебер, Г. Зиммель, К. Мангейм). Взгляды на науку как на систему, производную от ценностных основ европейской цивилизации (главным образом, её протестантской ветви), получили развитие в социологии науки Р. Мертона. Пересмотр этой позиции состоялся в работах Т. Куна. Его представления о парадигмах как господствующих практиках, сменяющих в науке друг друга, легли в основу новой волны социологии науки (Д. Блур, Б. Барнс, К. Кнор-Сетина, Б. Латур), в которой отдельные дисциплины и школы могут рассматриваться как особые культуры, связанные с социальным контекстом их функционирования.
Рассмотрение перемен во взглядах социологов на данные проблемы позволяет составить представление о динамике культурно-ценностных оснований научного сообщества и демонстрирует движение от изначального стремления сформировать единую научную систему к разделению на профессиональные дисциплины, а далее – к формированию относительно обособленных парадигм внутри дисциплин или на их стыке. В условиях последних может значительно усиливаться влияние факторов внешних по отношению к науке, в том числе – национальных культур.

Ключевые слова: научное сообщество, социология науки, научная культура, этос науки.

Попова И. В. К вопросу о судьбе и пользе эмпирической социологии в России с. 97

Аннотация. В статье поднимается ряд проблем состояния эмпирической социологии: профессиональная подготовленность молодого поколения российских социологов, неграмотность использования методов социологического исследования в смежных науках, публичное негативное отношение самих социологов к количественной социологии. Автор показывает, что позиция социологов, занимающихся самокритикой, не подкреплена убедительными аргументами, доказывающими несостоятельность метода социологического опроса, а также в нарушении самими исследователями требований выборочного метода и создания инструментария.
Приводится описание авторской методики лонгитюдного исследования, проводимого методом нарративного интервью − личная автобиография, написанная самим рассказчиком (письменная традиция). На основе предложенного метода, отличающегося максимально выраженной сбъективностью, автор показывает возможности глубокого доступа к внутреннему миру личности. Созданная автором методика убедительно показывает, что отношения между интервьюером и информантом в данном случае являются межличностными отношениями двух субъектов общения, что делает их диалоговыми, несмотря на заочное общение через транскрипт. Это условие существенно влияет на возможность фиксирования социальных процессов, что особенно важно в эпоху перемен. Нарративный посыл, заключающийся в том, что необходимо описать свой жизненный путь как историю взаимоотношений между личностью и обществом в виде автобиографии, позволяет информанту выстроить реальность своей жизни так, как она представляется ему на данный момент.
В статье даётся описание полученных результатов с целью обогащения теоретического знания качественной социологии, с одной стороны, и лучшего понимания социальной реальности − с другой. Задача понимания социальной реальности обоснована теми процессами, которые происходят в обществе, находящемся на сломе различных эпох его существования, что само по себе уникально.

Ключевые слова: количественная социология, качественаая социология, нарративное интервью, нарративный посыл, транскрипт.

Бегинина И. А., Ивченков С. Г., Шахматова Н. В. Семейные ценности в молодёжной среде: факторный анализ результатов социологического исследования с. 116

Аннотация. В статье по результатам социологического исследования, проведённого в Саратове методом формализованного интервью по репрезентативной квотно-территориальной выборке, конкретизируются представления молодёжи о семейных ценностях. С помощью программы SPSS была создана база данных, которая позволила осуществить уточнение и группировку двух и более характеристик в виде перекрёстных таблиц сопряжённости, формирование интегральных показателей факторов определённого отношения молодёжи к семье как агенту социализации. Результаты проведённого исследования позволяют говорить о достаточно высоком уровне доверия, взаимопонимания и взаимопомощи в семьях молодёжи (68%). От 5 до 12% отмечают отсутствие этих позиций в своей семье, а 9-21% отмечают ситуативный характер их проявления. Иными словами, в двух третях семей царит благополучная атмосфера, способствующая позитивной социализации молодёжи. При этом процесс социализации каждого пятого молодого человека в семье носит в той или иной степени деструктивный характер.
Выявлена зависимость традиционности семьи от уровня доходов и уровня потребления. В первом случае меньше степень традиционности семьи, но в то же время и меньше доля молодых людей, абсолютно игнорирующих свои семейные ценности. Во втором случае, чем выше уровень потребления в семье, тем значимее роль семейных традиций в формировании привычек молодёжи. При этом уровень традиционности своей семьи выше других оценивают самые бедные и самые состоятельные категории саратовской молодёжи.
Девушки больше юношей чтят семейные традиции, чаще указывают на взаимное уважение родственников, подчёркивают ситуационный характер своей защищённости в семье. Юноши чаще ситуативно или негативно оценивают своё домашнее пребывание, ниже оценивают уровень взаимопонимания в семье. Чем старше становятся молодые люди, тем больше они ощущают полную или частичную зависимость своих привычек от семейных традиций, чем они моложе – тем больше интерпретируют это влияние с позиций ситуативности, осторожного неприятия. Это предполагает усиление адресности мер по формированию у молодёжи конкретных семейных ценностей, ибо без внедрения в массовое сознание идеологии здоровой семейной жизни, повышения её культуры, в том числе – в ракурсе внутрисемейного социального взаимодействия поколений, преодоление депопуляционных тенденций в российском обществе становится невозможным.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, семейные традиции, объективные факторы молодёжных интерпретаций значимости семейных ценностей.

Скачать номер целиком.