«Социологическая наука и социальная практика» №2(10) 2015

«Социологическая наука и социальная практика» №2(10) 2015

Год выпуска
ФИО автора
Контекст
Где искать В журнале
Во всех публикациях

«Социологическая наука и социальная практика» №2(10). 2015.

Содержание

К читателю с. 3-4

ТРОФИМОВА И. Н. Поколенческий фактор гражданской активности в российском обществе с. 5-17

Аннотация. В статье на основе результатов репрезентативного социологического опроса рассматривается гражданская активность россиян различных поколений, при этом основное внимание уделено молодёжи как наиболее активной и динамичной социально-возрастной группе. Вопрос о роли поколений в социально-политических изменениях имеет особое значение для российского общества, в котором на протяжении последних десятилетий происходили колебания общественно-политических настроений, наблюдались инверсии в ценностных ориентациях населения, подъёмы и спады гражданской активности, перемены политического курса. В качестве теоретико-методологической базы использован комплекс положений, аргументирующих специфику гражданской активности различных поколений. При этом подчёркивается, что в обществах, переживающих радикальные преобразования, между поколениями возникают существенные разрывы в мотивации, оценках возможностей и перспектив гражданского участия. Показано, что поколение молодых россиян, чья ранняя социализация проходила уже в постсоветских реалиях, рассматривает гражданскую активность, прежде всего, как сферу самовыражения и самореализации, отражающую весь спектр интересов подрастающего поколения. Гражданская активность старшего поколения проявляется в основном в институциональных, конвенциональных формах, что во многом является результатом адаптации людей к существующим социально-политическим условиям. Делается вывод о том, что в сегодняшнем российском обществе гражданская активность имеет скорее амбивалентное, чем актуальное демократическое значение, и именно данное значение воспроизводится во всех поколениях российских граждан.

Ключевые слова: гражданская активность, поколенческий фактор, молодёжь, российское общество.

ДАНИЛОВА Е. Н. Периоды изменений в социальной политике и представлениях о социальной справедливости в России с. 18-50

Аннотация. В статье рассматриваются периоды изменений социальной политики в сочетании с трансформациями дискурса о социальной справедливости. Дискуссии о содержании социальной справедливости артикулируются в зависимости от того, какие политические и экономические вопросы стоят на повестке дня. Особенно актуальны эти споры в преддверии и сопровождении масштабных социальных изменений, поскольку социальная справедливость выступает как часть идеологического проекта, как правило, продвигаемого новыми элитами. Российская социальная политика прошла сложный путь и вызывала немало споров и критических замечаний с разных сторон. Выделяются несколько этапов развития социальной политики, начиная с советского времени, перестройки и реформ в постсоветской России. В статье рассматриваются основные акценты социальной политики и обсуждаемые вопросы, связанные с социальным неравенством, а также представления о социальной справедливости, которые стояли на повестки дня в каждый из выделенных периодов. В Советском Союзе социальная политика базировалась на распределительных отношениях, а её цели управлялись эгалитарной идеологией, даже если на практике их было трудно реализовать из-за отсутствия необходимых ресурсов. При этом в начале и конце существования СССР задачи политики и дискурс социальной справедливости заметно менялись в зависимости от политической и экономической повестки. В период перестройки, когда политические преобразования шли впереди экономических изменений, наблюдалось активное концептуальное переформулирование идеологических принципов социальной справедливости и социальной политики. В годы реформ выделяются несколько этапов формирования социальной политики и созвучных им дебатов об основных её акцентах и тенденциях в зависимости от внешнего и внутреннего контекста развития страны.

Ключевые слова: социальная справедливость, социальная политика, реформы, периодизация.

ТЕМНИЦКИЙ А. Л. Патерналистские основы российской цивилизации в сфере труда с. 51-69

Аннотация. В статье актуализируется проблема подхода к цивилизации как самостоятельному объекту исследования и делается попытка рассмотреть патернализм как характерный для России цивилизационный признак, его исторические типы, социокультурное содержание, потенциал влияния в сфере трудовых отношений на промышленных предприятиях. Основным предметом исследования является традиция патернализма в трудовых отношениях на промышленных предприятиях, которая воспроизводится, начиная с реформ Петра I, по настоящее время. Объект исследования – рабочие промышленных предприятий. В статье даётся обоснование социокультурного подхода как адекватного для раскрытия цивилизационной проблематики в сфере трудовых отношений. На основе обоснования историко-социокультурного подхода к определению этапов в развитии трудовых отношений автор выделяет и даёт краткую характеристику шести типов патернализма. В статье делаются выводы: 1) эволюция патернализма от патриархального типа во времена реформ Петра I до корпоративного в настоящее время существенно не снизила уровень зависимости рабочих от произвола руководства и администрации предприятий; 2) патерналистские установки и практики поведения работников следует рассматривать как сдерживающий фактор, а не духовные скрепы в развитии российской цивилизации труда; 3) не являются надёжными инструментами преодоления патернализма выявляемая в исследованиях самостоятельность рабочих в труде, критичность в оценках и поведении по отношению к условиям труда и трудовым отношениям, демонстрируемая результативность труда на фоне неудовлетворенности его условиями.

Ключевые слова: цивилизация, традиция, патернализм, типы, социальное и культурное измерение, проявления и прорывы, трудовые отношения, рабочие, самостоятельность, труд.

ЯНИЦКИЙ О. Н. Профессиональные гражданские организации: опыт интегративной интерпретации с. 70-87

Аннотация. На основе многолетних наблюдений автора за эволюцией организаций гражданского общества и, в частности, за динамикой студенческого природоохранного движения в СССР/России и созданными на его основе организациями и сетями, исследуются основные черты и эволюция профессиональных гражданских организаций (ПГО) в переходном обществе (1960-2012 гг.). Опираясь на социально-философскую концепцию интегрализма П. Сорокина и его базовой триады – чувства, разум, интуиция, а также на работы российских социологов в сфере пост-классического обществоведения, исследуются основные характеристики этого движения на трёх уровнях: личностном, групповом и институциональном. Теоретико-методологические предпосылки анализа, принципы пост-классического подхода в современной социологии применительно к изучению общественных движений, описание когнитивной, духовной и поведенческой специфики полупрофессиональных гражданских организаций и движений, например, Движения студенческих дружин охраны природы, причины их достижений и провалов на пути институционализации, характеристика типа личности экологического активиста, его духовного мира, эмоций, круга общения и поведения, а также изучение ПГО как специфической формы производства социальной памяти общества – таковы основные темы статьи. Делается вывод о том, что в современных условиях для преодоления кризиса, противостояния внешним угрозам и связанных с ними социально-экологических проблем как теоретически, так и практически/политически необходимо гибкое сочетание действий макро-субъектов (государства, его союзников) и микро-субъектов ПГО (полупрофессиональных, мобильных хорошо экипированных групп).

Ключевые слова: личность, методология, мобильность, проблемный подход, полупрофессиональные гражданские организации, знание-действие, социальная память, студенты, Россия.

ФУРСОВА В. В., ГОРБАЧЁВА О. В. Социология образования как отрасль социологического знания: сравнительный анализ российского и зарубежного образовательного дискурса с. 88-111

Аннотация. В статье прослеживаются основные этапы развития социологии образования в странах Запада и России от момента оформления на рубеже XIX-XX вв. основных теоретических подходов и парадигм до современного состояния развития данной отрасли социологической науки. Исследуя состояние социологии образования в России, авторы отмечают, что социология образования является одной из активно развивающихся отраслей социологической науки. Вместе с тем, в ней можно выделить такие проблемы, как небольшую численность работ теоретико-методологического характера, тематическую фрагментарность, редкость теоретического анализа и обобщения, размытость категориального аппарата, недостаточную изученность системы дошкольного, начального, среднего профессионального образования и ряд других. В статье отмечается, что в последнее десятилетие произошла актуализация методологической проблематики в отечественной социологии образования и, несмотря на различные оценки её состояния, исследователи сходятся во мнении о необходимости поиска новых теоретических подходов изучения образования, который отражает характерный для социологии последних десятилетий процесс интеграции в теории и методологии исследований макросоциальных процессов и повседневной жизнедеятельности людей.
С целью конкретизации актуальных проблем образования и выявления особенностей современного отечественного социологического дискурса авторами был проведён анализ научных публикаций по данной проблематике, одной из задач которого являлось определение степени популярности использования качественных и количественных методов в конкретных социологических исследованиях образования. Несмотря на обилие научных работ, посвящённых качественной методологии социологических исследований, в целом в российской исследовательской практике сохраняется предпочтение в использовании количественных методов сбора первичной информации; статус качественных методов можно определить как вспомогательный, уточняющий, интерпретирующий отдельные аспекты количественной информации.

Ключевые слова: образование, подходы, парадигмы, методы исследования, теория, методология, дискурс.

ДОБРЫНИНА Е. П. Публичная социология глазами журналиста с. 112-129

Аннотация. «Социология и журналистика: от любви до ненависти и обратно». Будь эта статья газетным материалом, подзаголовок она получила бы именно такой. Трудно представить себе две профессиональные сферы, которые настолько плотно связаны с обществом и его жизнью, всегда находятся на острие социальных конфликтов, в самых горячих точках кипения и бурления страстей. Но, продолжая сравнение, сама геометрия любых сфер мешает им находить точки соприкосновения – зато они вечно «сталкиваются боками», занимая в пространстве каждая своё место. Социологи и журналисты, с одной стороны, фактически обречены на постоянное сотрудничество, с другой – всегда недовольны его итогами. Попробуем понять, почему. Отметим, что в данном случае – как и всегда – есть проблемы большей или меньшей значимости, частные или глобальные, относящиеся к форме или содержанию, к организационному или системному несовпадению базовых установок с обеих сторон. Путь к преодолению таких элементов взаимного непонимания лежит от простого и достаточно легко решаемого к более сложному и многозначному. Не претендуя на истину в последней инстанции, автор постарается проанализировать чисто практические проблемы, которые возникают во взаимоотношениях представителей прессы и научного социологического сообщества.

Ключевые слова: журналистика, социология, опросы, СМИ, общество, коммуникация, редакция.

ЗАРУБИНА Н. Н. От дефицита к диете: повседневные практики питания в советских и постсоветских анекдотах с. 130-148

Аннотация. В статье рассматриваются трансформации практик питания через их отражение в анекдотах как жанре повседневной смеховой культуры. На основании качественного анализа 205 советских и 150 современных анекдотов выделяются основные проблемно-тематические блоки, позволяющие проанализировать типичные проблемы, возникавшие в сфере питания в советское время и в современной России. Социологический анализ анекдотов позволяет выявить непосредственное восприятие социальных реалий, типичные реакции на проблемные и конфликтные ситуации. В то же время, анекдоты не являются прямым и объективным отражением социальной реальности и требуют сложного истолкования.
В советских анекдотах выделяются проблемно-тематические блоки критики советской централизованной распределительной системы доступа к продуктам питания. Эта система породила неравенство различных социальных и профессиональных групп и экономических регионов по отношению к питанию, выраженное в таком явлении как дефицит. Адаптация населения к неравенству и дефициту осуществлялась путём самоорганизации через социальные сети взаимных услуг (блат) и очереди, ставшие распространённой темой анекдотов. В постсоветский период с развитием рыночной экономики неравенство в отношении питания приобрело экономический характер. Основными темами анекдотов на темы питания стали рост цен, качество продуктов и услуг, трансформации гендерных ролей в приготовлении и потреблении пищи. Важнейшая проблема современных россиян, широко отражённая в анекдотах, состоит в противоречии традиционного габитуса питания, ориентированного на насыщение, и императива стройности и худобы. Основным регулятором пищевого поведения, воплощающим ответственность индивида за соответствие «нормативной телесности», является диета, ставшая одним из основных предметов высмеивания в современных анекдотах.

Ключевые слова: повседневность, практики питания, институциональные трансформации, смеховая культура, анекдот, габитус питания.

КОЛОСОВА Е.А., ИВАНОВА Е.Ю. Дети и общество: социальная реальность и новации (по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 23-24 октября 2014 г., Москва) с. 149

Скачать номер целиком.