Городской средний класс в современной России

Городской средний класс в современной России

<<назад           

оглавление

>> дальше

9. Морально-нравственные ориентации представителей среднего класса

Социальные, экономические и политические изменения, происходящие в современном российском обществе, не могли не затронуть такой важнейший элемент культуры, как мораль. Влияние «транзитного» характера современного общественного развития России оценивается по-разному, но наиболее распространено мнение, что Россия стоит на пороге общенационального морального кризиса, неизбежного вследствие вестернизации, индивидуализации и обуржуазивания значительной части населения. Исследования последних лет выявляют озабоченность и тревожность значительного числа россиян по поводу ослабления моральных устоев современного российского обществанаши сограждане считают падение морали одной из самых больших потерь для российского общества в результате реформ; резко негативно оценивают изменения в отношениях между людьми, отмечая нарастание агрессивности и цинизма и, напротив, ослабление таких качеств, как честность, доброжелательность, искренность и бескорыстие. Другими словами, моральный «облик» российского общества и качество межличностных отношений являются сегодня «болевыми точками» массового сознания, источником тревожности и озабоченности для многих людей.

При этом носителями новой низкопробной морали зачастую видятся представители обеспеченных слоев населения, залогом и источником материального благополучия которых, по мнению многих, стала именно их нравственная «раскрепощенность» и готовность выгодно «продать душу». Не случайно примерно каждый второй уверен, что причиной жизненного успеха сегодня является не упорный труд, а везение и личные связи (52%), и видят социальный эффект предпринимательства не в предоставлении рабочих мест, а в наживе на чужом труде (47%).

Насколько велик, если он вообще существует, разрыв между ценностными ориентациями СК и других слоев населения?

Для исследования структуры морально-нравственных ориентаций СК была использована система ценностей, установок и мнений по широкому спектру морально-этических проблем. Респондентам был предложен ряд морально-нравственных коллизий, с которыми человек так или иначе сталкивается в течение своей жизни. В результате выяснилось, что из 14 поступков, которые обычно принято считать аморальными, или, по меньшей мере, неэтичными, абсолютными табу для большинства представителей СК (86% опрошенных и более) стали лишь три – употребление наркотиков, измена Родине и самоубийство. Кроме того, уверенное большинство (55%-71%) этой группы опрошенных выразили свое негативное отношение к обогащению за счет других, покупке краденых вещей, проституции, деловой необязательности, передачи или получению взятки.

Супружеская измена хотя и осуждается формальным большинством представителей СК (51%), однако в ее отношении велика доля тех, что считает ее в принципе допустимой (35%) или вовсе относятся к ней снисходительно (14%).

Остальные поступки большинством представителей СК оказались оправданы. Так, представители российского СК в своем большинстве не видят «криминала» в уклонении от уплаты налогов и службы в армии, и уж тем более – безбилетном проезде в транспорте и абортах.

Рисунок 39

Ответы представителей среднего класса на вопрос: «Какие поступки, поведение, по Вашему мнению, никогда и ничем не могут быть оправданы, к каким следует относиться снисходительно, а к каким – в зависимости от обстоятельств?», в % (СК, упорядочено по доле ответов «никогда не может быть оправдано»)

 

Таким образом, «моральный облик» современного российского СК представляется весьма неоднозначным, отношение к тем или иным аморальным или неэтичным поступкам дифференцировано от безусловного табу до вполне снисходительных оценок. Причем эта «вилка» касается не только частной жизни, поведение в которой можно было бы считать «личным делом» человека (например, с одной стороны – безусловно осуждаемое самоубийство, а с другой – прощаемые аборты), но и отношений с государством и законом (от недопустимости измены Родине, до снисходительного отношения к бегству от армии и безбилетному проезду).

В то же время, этический релятивизм СК не является его специфической характеристикой – сравнение распространенности моральных норм среди опрошенных представителей СК и других социальных слоев показывает в целом незначительные расхождения оценок (в пределах 10%). При этом представители СК в одних случаях демонстрируют бóльшую, а в других, напротив, меньшую степень приверженности тем или иным моральным нормам по сравнению с остальным населением. Так, более требовательными они оказались к соблюдению принятых норм в отношении собственности – чужих денег и краденых вещей (на 6%-10%), а также обогащения за счет других (на
3%-4%). Кроме того, в этой группе несколько выше оказалась и доля тех, для кого абсолютно неприемлема деловая необязательность человека. Тот факт, что представители СК демонстрируют заметно бóльшую склонность именно к этим нормам, может, по всей видимости, рассматриваться как свидетельство формирования таких важных черт СК как повышенная требовательность к соблюдению «правил игры» в деловых отношениях, уважение к собственности других людей.

Показатели распространенности ряда норм в среднем классе превышают соответствующие показатели в других слоях уже не так выражено (разница до 3%). Это касается, например, употребления наркотиков, измены Родине, деловой необязательности, передачи и получения взятки. Другие нормы (в отношении самоубийства, супружеской измены, аборта) у него наоборот, даже менее жестки, чем у остальных горожан. Более «либерален» СК и в отношении проституции (на 2%-5%). Другими словами, вектор на более активное, по сравнению с остальным населением, освоение норм и правил поведения в деловой сфере, представители СК сочетают с несколько меньшей, нежели в других группах, чистоплотностью в сфере частной и личной жизни.

 

Рисунок 40

Ответы представителей разных социальных слоев на вопрос: «Какие поступки, поведение, по Вашему мнению, никогда и ничем не могут быть оправданы, к каким следует относиться снисходительно, а к каким – в зависимости от обстоятельств?», в % (доля ответов «никогда не может быть оправдано»)

 

Проводимые ранее исследования, в которых анализировались морально-нравственные установки населения России и его отдельных групп, свидетельствуют, что одним из важных факторов их формирования является культурная среда, в которой живет человек, задаваемая тем или иным типом поселения. Причем то обстоятельство, что морально-нравственный климат в различных типах поселения неодинаков, находит яркое отражение (иногда даже с явным преувеличением) и в массовом сознании. Например, по данным нашего исследования «Мегаполисы и провинции в современной России», «обычный» российский город ассоциируется у наших сограждан с такими человеческими качествами как доброта, честность, открытость, душевность (их отмечали как свойства провинции от 47% до 57% респондентов). Москва, судя по оценкам респондентов, напрочь лишена этих качеств (их упоминание в отношении москвичей не достигает и 10%) и в противовес провинции воспринимается как воплощение лицемерия, заносчивости, эгоизма (лицемерие, например, в качестве характерной черты Москвы называли 55%-56% респондентов, тогда как в связи с провинцией оно упоминалось лишь 10%-11% опрошенных). Анализ распространенности морально-нравственных установок среди самих респондентов, проживающих в различных типах поселения подтвердил существование определенной «центробежности» морали – чем дальше от центра, представленного Москвой, тем выше оказался уровень распространенности норм, особенно высок он в поселениях т.н. «малой провинции».

Распространяются ли эти тенденции и на представителей СК? Сохраняется ли среди них «центробежность» моральных установок или здесь действуют какие-то другие векторы?

Как показало проведенное исследование, поселенческая дифференциация морально-нравственных установок СК имеет свою специфику. В отличие от общего центробежного вектора, поселенческая «кривая» СК имеет, как правило, более высокие показатели распространенности моральных норм на полюсах (в мегаполисах, с одной стороны, и малых городах, с другой) и меньшие – в поселениях «большой провинции», прежде всего, в средних по численности жителей городах. Ярким примером «провала» показателя морали в середине поселенческой оси может служить отношение к покупке краденых вещей – ее недопустимость признается примерно одинаковым числом представителей СК в мегаполисах и малых городах (74%-76%) и заметно меньшим числом в средних городах (53%). Аналогичная картина наблюдается в отношении к обогащению за счет других, измене Родине, проституции. В ряде случаев «лидерство» по части снисходительного отношения к аморальным и неэтичным поступкам у средних городов «перехватывают» малые либо, напротив, крупные нестоличные города (соответственно, в отношении к уклонению от службы в армии и к присвоению найденных вещей и денег).

В ранее проводимых исследованиях при изучении особенностей морально-нравственных установок россиян особое внимание уделялось различиям представителей различных возрастных групп населения. Актуальность этого среза проблемы обусловлена тем, что молодежь, еще не сложившаяся окончательно в материальном и духовном плане, в силу своей морально-нравственной «сырости» уязвима к самым различным влияниям и веяниям и находится в т.н. «группе риска», особенно в переходном обществе. Исследования подтвердили, что у многих наших сограждан вызывает сомнение, что современная российская молодежь способна воспринять те ценности и смыслы, которые несет в себе старшее поколение, зреет ощущение, что межпоколенческий «транзит» морально-нравственных основ вот-вот прервется, и с нового поколения начнется чуть ли не новая «порода» россиян, лишенных стыда и совести. Полученные в ходе исследований данные свидетельствовали, что хотя молодые россияне в своей массе относятся ко многим вещам, особенно к своим гражданским обязанностям, соблюдению закона гораздо легче старшего поколения, по большинству вопросов позиция молодежи достаточно близка к общепринятой (в том числе в отношении к наркотикам, гомосексуализму, национальной нетерпимости, хамству и грубости, деловой необязательности). Незавершенный, «сырой» вид морально-нравственных стандартов молодежи отражает стадию их формирования и полностью вписывается в логику нормального социокультурного становления поколения.

Эти общие выводы получили подтверждение и в ходе нынешнего исследования, где в фокусе внимания находился СК. По большинству позиций установки молодых представителей СК уступают установкам представителей СК старших поколений, особенно 50-летних и старше. При этом налицо тенденция сближения морали молодежи и старшего поколения, которая выражается в том, что каждая следующая возрастная подгруппа демонстрирует более высокую степень распространенности моральных норм в своей среде. Наиболее отчетливо эта межпоколенческая «лестница» установок просматривается в отношении к таким поступкам как, например, покупка краденых вещей (рост доли осуждающих – от 61% среди молодежи до 83% среди пожилых), обогащение за счет других (от 59% до 89%).

Одновременно с этим, исследование выявило еще одно важное обстоятельство, связанное с возрастной дифференциацией морально-нравственных установок – «выпадение» из стройного межпоколенческого транзита 30-40-летних представителей СК. Как показал опрос, по ряду проблем эта группа имеет заметно более низкий нравственный порог. Наиболее ярко это выражено в отношении, например, к уклонению от уплаты налогов. Если среди представителей СК в возрасте до 30 лет его осуждает каждый второй (по 50%), а среди старших поколений (40 лет и старше) к неуплате налогов относятся еще строже (осуждают 53%-70%), то среди 31-40-летних данный показатель существенно ниже и едва достигает 32%. Та же тенденция, хотя и не столь ярко выраженная, наблюдается в отношении к безбилетному пользованию услугами общественного транспорта, уклонению от службы в армии, присвоению найденных вещей, денег, абортам, проституции, деловой необязательности.

Морально-нравственная «отсталость» 31-40-летних представителей СК, которым в начале 1990-х годов было 16-20 лет, особенно на фоне довольно успешного освоения нормативного поведения молодежной ее частью, наглядно иллюстрирует, с одной стороны, особенности формирования СК недавнего периода «дикого капитализма», когда успешность человека зачастую зависела от его нравственной «гибкости», а с другой стороны – уход этого периода в прошлое и становление новых законов «респектабельной успешности».

Важными характеристиками морально-нравственного облика представителей современного российского СК является также спектр качеств, которые они больше всего ценят в людях, и их установки в сфере воспитания собственных детей.

Как показало исследование, самыми главными критериями «хорошего человека» для представителей нынешнего СК являются профессионализм и честность (их отметили по 56%), а также ответственность за себя и своих близких и трудолюбие (49%). Второй эшелон наиболее высоко ценимых качеств составляют предприимчивость и умение добиваться успеха, чувство собственного достоинства, чувство долга, инициативность, активность и творческий подход к делу (32%-42%).

Несколько ниже (25%) востребованность такого качества как неравнодушие, однако и его также можно отнести к числу тех человеческих характеристик, которые ценят и уважают в других людях представители современного СК России.

Умение уходить от конфликтов и жить в мире с окружающими, в том числе и с законом, сегодня мало актуально – во всяком случае, такие качества как бесконфликтность, толерантность, законопослушание, умение приспосабливаться, а тем более послушание и смирение не вызывают у представителей СК никакого интереса.

Не стремясь, с одной стороны, избегать конфликтов, представители российского СК также не ориентированы и на ценности коллективного сотрудничества, не испытывают чувства общности с другими гражданами и страной в целом. Как показало исследование, готовность к участию в решении общих дел и ответственность за то, что происходит в стране, сегодня находятся на нижних строках рейтинга тех качеств, которые ценят в людях респонденты целевой группы (11% и 4%, соответственно). Любопытно, что в число маловостребованных человеческих качеств вошли также и рациональность и прагматизм, отмеченные лишь 9% опрошенных представителей СК.

Рисунок 41

Ответы представителей среднего класса на вопрос: «Какие человеческие качества Вы больше всего цените в людях?», в %
(допускалось до пяти вариантов ответов)

Сравнение того, какие черты ценят в других людях представители СК и представители других слоев населения показало, что в целом оценки опрошенных схожи и в отношении большинства тестируемых позиций расхождения не превышают 2%-3%.

В то же время, есть некоторые качества, которые для представителей СК ценны в большей степени, чем для других. Это касается, в первую очередь, профессионализма – если среди массовых слоев населения это качество отметили 39% респондентов, в периферии 49%, то в среднем классе доля отметивших его составила 56%. Другое качество, которое получило на сегодняшний день в нем заметно большую актуализацию – инициативность, активность, творческий подход к делу. Доли отметивших его респондентов растут с 23% в массовых слоях до 32% в среднем классе.

Наряду с этим исследование выявило и те черты, к которым СК относится несколько более прохладно, нежели представители других слоев населения. Это трудолюбие, честность и умение приспосабливаться. Впрочем, разница в оценках трудолюбия и честности между средним классом и другими слоями не так уж велика (5%-6%), и что отмечают их значимость большинство представителей СК (соответственно 49% и 56%). Что же касается умения приспосабливаться, то это одно из качеств-аутсайдеров во всех социальных группах.

В целом можно констатировать, что при общей близости тех качеств, которые больше всего ценятся сегодня в среднем классе и других слоях населения, образ «хорошего человека» из СК имеет свои особенности – в нем сильнее акцентированы профессиональные качества. Это отчетливо видно из нижеприведенной таблицы, где в иерархичной последовательности представлен набор тех качеств, которые ценят более 20% представителей СК и прочих массовых слоев. Как видно из таблицы, общее количество и набор этих качеств полностью совпадают, однако при этом «профессионализм» в рейтинге популярных качеств занимает первое место среди представителей СК и лишь 4-ое в группе «прочие массовые слои».

Таблица 37

Иерархия человеческих качеств, наиболее ценимых в людях представителями среднего класса и прочих массовых слоев (качества, названные более чем 20% представителей групп)

Средний класс

Прочие массовые слои

Профессионализм

Честность

Честность

Трудолюбие

Ответственность за себя и своих близких

Ответственность за себя и своих близких

Трудолюбие

Предприимчивость, умение добиваться успеха

Предприимчивость, умение добиваться успеха

Профессионализм

Чувство собственного достоинства

Чувство собственного достоинства

Чувство долга

Чувство долга

Инициативность, активность, творческий подход
к делу

Неравнодушие

Неравнодушие

Инициативность, активность, творческий подход к делу

 

Что касается воспитания собственных детей, то здесь главным «маяком» для представителей СК является хорошее образование – именно на это в своих воспитательных установках ориентировано его большинство (75%). При этом актуальность хорошего образования почти вдвое выше, чем важность развития умственных способностей, привития организованности, самодисциплины и трудолюбия, воспитания честности и доброты, мужества, стойкости и умения постоять за себя, которые составляют второй «эшелон» воспитательных установок представителей СК и отмечаются 30%-34% респондентами этой группы.

Менее важно, по мнению представителей нынешнего российского СК, формирование гражданской позиции, демократических убеждений, воспитание истинной веры в Бога и терпимости (2%-8%).

Рисунок 42

Ответы представителей среднего класса на вопрос: «Что Вы считаете самым главным в воспитании детей в современных условиях?», в %(допускалось до трех вариантов ответов)

По сравнению с другими слоями населения, представители СК в воспитании своих детей больше внимания уделяют развитию умственных способностей и хорошему образованию. Причем здесь к среднему классу примыкает периферия и, напротив, заметно отстают от него прочие массовые слои. Иными словами, нынешний СК и его периферийное окружение ориентированы на то, чтобы активно закладывать основы будущего отрыва своих детей от остальных детей по интеллектуальному и образовательному уровню.

Другой отличительной чертой воспитательных установок представителей СК является их несколько большее внимание к формированию у детей гражданской позиции, демократических убеждений. При том, что в целом эти воспитательные установки у россиян очень слабо активированы, именно представители СК ориентированы на них в большей степени, нежели остальные. Так, если в группе «прочие массовые слои» о необходимости формирования у детей гражданской позиции говорили только 5%, то в среднем классе таких оказалось 8%.

Наряду с указанными акцентами в воспитательных установках, СК отличается и тем, что некоторые направления воспитания востребованы им, напротив, в меньшей степени, чем другими группами. Это касается, в частности, воспитания у детей честности и доброты, веры в Бога, мужества и умения постоять за себя, а также обучения профессии, которая всегда даст кусок хлеба. И если по первым трем позициям «отставание» СК невелико (в пределах 4%), то установки на обучение «хлебной профессии» среди представителей СК и его периферии заметно (на 8%-9%) слабее, нежели среди прочих массовых слоев.

Рисунок 43

Ответы представителей различных слоев на вопрос: «Что Вы считаете самым главным в воспитании детей в современных условиях?», в % (допускалось до трех вариантов ответов)

Показательна динамика воспитательных установок представителей СК, которую зафиксировали исследования последних трех лет. Все меньше становится тех, кто считает первоочередным обучение своих детей «хлебной» профессии и формирование у них пресловутой «деловой хватки» (снижение с 2003 г. на 7%-9%). Несколько реже, чем 3 года назад, делается и ставка на привитие организованности и самодисциплины, воспитание стойкости и умения постоять за себя (на 4%). Напротив, актуализируются развитие умственных способностей (на 4%) и еще более заметно – воспитание честности и доброты (на 8%). Отмеченные тенденции, по всей видимости, можно расценивать как свидетельство того, что перед нынешним средним классом уже не столь остро, как это было несколько лет назад, стоит проблема выживания и «борьбы за место под солнцем».

Рисунок 44

Динамика ответов представителей СК на вопрос: «Что Вы считаете самым главным в воспитании детей в современных условиях?», в %(допускалось до трех вариантов ответов)

Выше приведенные данные неоднократно свидетельствовали, что морально-нравственные установки представителей современного российского СК отражают процесс перехода общества от стадии «дикого» капитализма к периоду его цивилизованного развития. Это проявляется, прежде всего, в стремлении к соблюдению «правил игры» в деловых отношениях, росте ценности хорошей деловой репутации, имиджа надежного делового партнера. На взаимоотношения с государством и законом стремление «играть по правилам» распространяется пока медленно. Однако и в этой сфере некоторые позитивные изменения уже появляются.

В частности, как показал опрос, именно среди представителей СК сегодня больше всего тех людей, которые уверены в том, что букву закона следует соблюдать, даже если этот закон не совершенен и не во всем соответствует текущей ситуации (31% при 25% в периферии и 23% в прочих массовых слоях). Одновременно в среднем классе меньше доля тех, кто полагает, что справедливость важнее, нежели закон (19% при 22%-27% в других слоях).

Рисунок 45

Ответы представителей различных социальных слоев на вопрос:  «Как, на Ваш взгляд, нужно относиться к закону?», в %

 

В целом можно констатировать, что «моральный облик» современного российского СК весьма неоднозначен, отношение его представителей к различным аморальным или неэтичным поступкам дифференцировано от безусловного табу до вполне снисходительных оценок. Причем избирательность в принятии одних и непринятии других норм распространяется как на личную жизнь, так и на деловую сферу, отношения с государством и законом. В то же время, этический релятивизм СК не является его специфической характеристикой, а присущ примерно в равной степени и другим массовым слоям и группам российского населения.

<<назад           

оглавление

>> дальше