К вопросу совершенствования парадигмы коммуникационных взаимодействий
Адамьянц Т.З.
Тезисы к «СОРОКИНСКИМ ЧТЕНИЯМ-2025»: Современная Российская молодёжь: её социальная ответственность и потенциал в развитии страны (к 270-летию МГУ)
Актуальная задача отечественной науки в сфере социальной коммуникации состоит в определении качественных особенностей коммуникационных процессов, приводящих к социальному согласию и процветанию страны, общества и каждого отдельного гражданина. Актуально и научное участие в реализации коммуникационными средствами поставленной перед обществом задачи воспитания «гармонично развитой и социально ответственной личности».
Сосредоточение внимания на изучении и разработке методов развития личностных навыков, умений, знаний, компетенций т.д. проблему решает лишь частично: как показывают события последнего времени, людей, прекрасно владеющих языком и речью, достигших успехов в художественном творчестве, можно обнаружить во всех молодежных подгруппах, в том числе тех, представителям которых чуждо стремление внести личный вклад в созидательное развитие общества и страны. Речь, стало быть, идёт о социальной целесообразности перехода к новой парадигме коммуникационных взаимодействий – и в процессе обучения, и в ситуациях «соприкосновений» человека с социокультурной средой.
В настоящее время в основе коммуникационных взаимодействий в мире и нашей стране лежат постмодернистские идеи о множественности и индивидуальном характере смыслов (как в рамках целостных произведений/материалов, так и в значениях слов, терминов, дискурсов и т.д.); при этом из сферы внимания и анализа исключаются авторские цели и мотивы (константные смыслы).
Традиция углублённого внимания к авторским мотивам и целям идёт из глубокой древности. На выявлении смысловых доминант анализируемых произведений и оценке их влияния на социальные процессы строился анализ классиков российской критической мысли. Факт наличия константных смыслов в целостных, завершённых произведениях обоснован семиосоциопсихологической концепцией социальной коммуникации на теоретико-методологическом и практическом уровнях.
Тем не менее, смысловая неопределённость распространилась на сферы искусства, образования, стала характерной особенностью социокультурной среды. Результатом оказывается не только возможность произвольных, в угоду любителей манипуляций, искажений смыслов и значений в рамках глобального социокультурного пространства, но подчас расплывчатость и социальный эгоизм в личностных картинах мира. Прежде всего такая ситуация касается детей, подростков и молодёжи, успешность обучения которых в социально-коммуникационных дисциплинах связывается с механическим запоминанием, прагматической пользой от воспринятого, а также с навыками интерпретирования, причём вне задачи адекватного понимания авторских целей и мотивов. Негативный вклад внесла также мода на зарубежные произведения, культивирующие индивидуализм и успех любой ценой.
Качественное изменение парадигмы коммуникационных взаимодействий позитивно скажется на личностных картинах мира: от расплывчатости и неопределённости – к адекватному пониманию константных смыслов и осознанному следованию морально-нравственным нормам, выработанным человечеством на протяжении веков.
(секция «Коммуникативная культура современной молодежи»)