Синонимия и омонимия в понятии о сущем: платоническая онтология Георгия Гемиста Плифона

Синонимия и омонимия в понятии о сущем: платоническая онтология Георгия Гемиста Плифона



Ноговицин О.Н.
Синонимия и омонимия в понятии о сущем: платоническая онтология Георгия Гемиста Плифона // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. С. 471-484.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 528 с.
ISBN 978-5-907613-89-8
DOI: 10.31119/berst.2023.3.34
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=63364342

Размещена на сайте: 30.10.24

Текст статьи на сайте СИ РАН - филиала ФНИСЦ РАН URL: https://socinst.ru/wp-content/uploads/base/books/text/socpractices2023/socpractices2023_article34.pdf (дата обращения 30.10.2024)



Ссылка при цитировании:

Ноговицин О.Н. Синонимия и омонимия в понятии о сущем: платоническая онтология Георгия Гемиста Плифона // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. С. 471-484.
DOI: 10.31119/berst.2023.3.34

Аннотация

Статья посвящена диалектической взаимосвязи между синонимичным и омонимичным понятием о сущем в философии Георгия Гемиста Плифона (ок. 1360–1452). Исследование проводится на материале его трактатов «О том, чем различаются Платон и Аристотель» (“De Differentiis”) (1439) и «Против сочинения Схолария в защиту Аристотеля» (между 1449 и 1452), написанном в качестве ответа на возражения Георгия Схолария (будущего константинопольского патриарха Геннадия II) к первому из них. В данных трактатах Плифон предлагает собственный вариант платонического решения важнейшей философской проблемы о единстве понятия сущего. Эту ключевую онтологическую проблему Плифон решает исходя из противоположности между позицией Аристотеля, утверждавшего, что сущее сказывается омонимично (в различных смыслах), и позицией Платона, которого Плифон рассматривает в качестве главного автора, поддерживавшего мнение о синонимичном единстве понятия бытия — сущее сказывается синонимично (в единственном смысле). Для Плифона эта синонимия есть следствие креационистской установки: Бог есть творец всякого сущего, и в этом смысле порядок творения во всех его категориальных связях обладает принципиальным единством упорядоченного в замысле всего сотворенного целого частей. Аристотель, напротив, исходит из понятия о Боге как принципе согласования множества самостоятельного в своем частном бытии сущего. И хотя он допускает синонимию в случае определения по родам и видам, т.е. под категорией «сущности», по мнению Плифона, делает это только окказионально. В рамках собственной аргументации Плифон пытается развивать критику Аристотеля понятийными средствами учения самого Аристотеля, что во многом обусловлено философской школой Плифона, т.е. школьной традицией неоплатонических комментариев к Аристотелю. Однако Плифон не подгоняет понятия Аристотеля под учение Платона, но дает в своем трактате образец оригинального обращения смыслового содержания некоторых из них, что позволяет ему использовать эти понятия в полемике с самим Аристотелем и средневековой перипатетической традицией.

Ключевые слова:

Георгий Гемист Плифон Аристотель Платон неоплатонизм единство сущего синонимия омонимия George Gemistus Plethon Aristotle Plato Neoplatonism unity of being synonymy homonymy

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: