О гибридном антично-христианском обосновании политики у Феодора Метохита («Памятные заметки», гл. 62–82)

О гибридном антично-христианском обосновании политики у Феодора Метохита («Памятные заметки», гл. 62–82)



Макаров Д.И.
О гибридном антично-христианском обосновании политики у Феодора Метохита («Памятные заметки», гл. 62–82) // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. Санкт-Петербург: Изд-во РХГА, 2023. С. 406-429.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 528 с.
ISBN 978-5-907613-89-8
DOI: 10.31119/berst.2023.3.31
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=63364334&pff=1

Размещена на сайте: 02.11.24

Текст статьи на сайте СИ РАН - филиала фНИСЦ РАН URL: https://socinst.ru/publications/socpractices2023/article31/ (дата обращения 02.11.2024)



Ссылка при цитировании:

Макаров Д.И. О гибридном антично-христианском обосновании политики у Феодора Метохита («Памятные заметки», гл. 62–82) // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. Санкт-Петербург: Изд-во РХГА, 2023. С. 406-429.
DOI: 10.31119/berst.2023.3.31

Аннотация

В гл. 62–82 своего труда «Памятные заметки», основополагающего для светской философии Византии XIV в., Великий логофет Феодор Метохит (1270–1332), занимавший свой пост с 1317 г. (по уточненной датировке К. Смирлиса), размышлял о бесплодности античной (Платон, Аристотель, стоики, скептики и Эпикур) философско-политической традиции и обосновывал понятие христианской политики. Параллельно с созданием «Божественной комедии» Данте Метохит в 1310-е гг. реконструировал монастырь Хора в Константинополе и украсил его новой системой мозаик, с центральным в ней звеном – сценой Исцелений страждущих Христом; по мысли Н. Зарраса, которую подтверждаем и мы, политик – на взгляд Метохита – должен творить прекрасное, как и философ, и исцелять людские души. Хора, в которой (или в непосредственном соседстве с которой) была написана большая часть «Заметок», и являла собой место такого исцеления. В соответствующих главах Феодор пытается примирить понятия судьбы и Промысла Божия, подчиняя (в отличие от Никифора Григоры) первое последнему, а из традиции Платона, невзирая на ее вербальную критику, ряд понятий берет (таких, как «истина вещей»; концепт, близкий Хайдеггеру), а ряд специально опровергает (например, о возможности легко достичь единомыслия граждан в государстве усилиями политика). Красота политики для Метохита есть нечто прикровенное (в отличие от красоты живописи) и апофатичное, более уподобляющееся незримому Богу.

Ключевые слова:

Феодор Метохит Платон Аристотель христианская политика судьба Провидение синергийная модель красота политики бесперспективность античной политической мысли идеал мирской святости политика Theodore Metochites Plato Aristotle Christian politics fate Providence the synergic model the beauty of politics the unpromising character of the Antique political thought the ideal of a politician’s lay sanctity

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: