Динамика образовательных и профессиональных траекторий в контексте трансформаций социализации. Концептуально-теоретическая модель исследования ...

Динамика образовательных и профессиональных траекторий в контексте трансформаций социализации. Концептуально-теоретическая модель исследования ...



Мешкова Л.И.
Динамика образовательных и профессиональных траекторий в контексте трансформаций социализации. Концептуально-теоретическая модель исследования // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 376-392. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9418

Глава из книги: Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. – 415 с. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9376
ISBN 978-5-89697-350-8; ISSN 2658-3402
DOI: 10.19181/obrnaukru.2020.20
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44868405

Размещена на сайте: 06.04.21

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Мешкова Л.И. Динамика образовательных и профессиональных траекторий в контексте трансформаций социализации. Концептуально-теоретическая модель исследования // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 376-392. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9418
DOI: 10.19181/obrnaukru.2020.20

Аннотация

В статье высказывается гипотеза о причинах изменений образовательных и профессиональных траекторий молодежи российского общества за последние три десятилетия. Главным образом, идея заключается в определяющей жизненные решения и стратегии индивидов силе социализации и происходящих с ней трансформаций в свете различных социокультурных, экономических, исторических и других перемен, происходящих в России и в мире. Предполагается, что изменения в профессиональных предпочтениях молодежи являются следствием сдвигов, происходящих в системе агентов социализации, появления новых факторов, трансформаций культурного фона. Ставятся вопросы о возможности теоретического описания данной исследовательской разработки с целью ее последующего изучения. Далее, автор приводит парадигмальные основания выдвинутой гипотезы, опираясь на зарубежное направление «Life Course» («жизненный путь»), рассматривающее жизни индивидов, их различные траектории и решения как показатели и следствия перемен, происходящих в обществе на глобальном уровне. Помимо этого, приводятся аргументы о необходимости разработки непосредственно теоретической рамки для понимания процесса, предполагаемого автором. В качестве основного языка описания автор предлагает использовать тезаурусную концепцию социализации Вал. Лукова [Луков, 2008], а также обратиться к исследованиям А.И. Ковалевой [Ковалева, Богданова, 2012] для понимания динамического аспекта социализации. Главными категориями в концептуальной модели изучаемой проблемы становятся тезаурусная генерализация (одно из ключевых понятий концепции Вал. Лукова [Луков, 2008:158]) и социализационная траектория (понятие, введенное А.И. Ковалевой [Ковалева, Богданова, 2012:78]). Приводится подробная аргументация целесообразности применения данных теоретических разработок и обосновывается их описательная сила.

 

Ключевые слова:

социализация молодежь образовательные и профессиональные траектории социализационные траектории тезаурусная генерализация тезаурус образование socialization youth educational and professional trajectories socialization trajectories thesaurus generalization thesaurus education

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: