Городской средний класс в современной России

Городской средний класс в современной России

<<назад           

оглавление

>> дальше

4. Воспроизводство человеческого капитала среднего класса (продолжение)

Рассмотрим, как представители СК поддерживали и повышали свою основную профессиональную квалификацию. Доля тех, кто за последние три года старался следить за новой литературой, приобретать новые навыки, узнавать о новых разработках снизилась с 45% в 2003-м году до 35% в 2006. И связано это, по-видимому, либо с альтернативными способами поддержания своего профессионализма на необходимом уровне, либо со сменой направления профессиональной деятельности. Во всяком случае, доля тех, кто за три года до момента опроса в 2006 году прошел дополнительное обучение по старой специальности (повышение квалификации), возросла с 20% в 2003-м году до 27% в 2006-м. Чуть возросла и доля тех, кто проходил переподготовку по новой для себя специальности (в том числе, в порядке получения второго образования) – с 12% в 2003-м году до 14% в 2006 г. Возможно, это зарождение новой тенденции, поскольку эта особенность прослеживается во всех отраслях и секторах экономики.

Однако для представителей СК с разным должностным статусом эта тенденция проявляется все же по-разному. Так, прошли переподготовку по новой для себя специальности 42% руководителей высшего уровня. В остальных должностных группах соответствующий показатель не превышал среднего значения (14%).

Заметные различия характеризуют и ситуацию в сфере повышения квалификации по старой специальности. Так, 42% руководителей среднего уровня за последние три года прошли дополнительное обучение по старой специальности. Зато служащие были более «сдержаны» в дополнительном обучении по старой специальности – лишь 19% из них сделали это за последние три года.

Вместе с тем, исследование выявило тенденцию снижения активности СК в повышении квалификации. Так, в 2006 году платные образовательные услуг для взрослых (ВУЗ, курсы повышения квалификации, частные уроки) использовали 29% нового СК, в то время как в 2003 году – 42% его представителей (см. рис. 18).

Рисунок 18

Динамика инвестиций «нового» среднего класса в свой человеческий капитал, 2003–2006 гг., в %

 

В то же время, из рисунка 18 видно, что уровень расходов на образование детей с годами претерпевает не такие значительные изменения, как на собственное образование, хотя общая тенденция сохраняется. В 2006 году платными образовательными услугами для своих детей пользовались порядка 27% домохозяйств нового СК, в то время как в 2003 году их число составляло 32%.

Причем это не только, и даже не столько, результат материальных проблем (большая часть представителей нового СК имеют хорошие материальные показатели), сколько нежелание расходовать средства на такого рода инвестиции. Так, лишь 6% их стали бы тратить «лишние» деньги (если «вдруг» появится 1 млн. рублей) на обеспечение себе и членам своей семьи платного образования, что даже ниже среднего показателя для всего экономически активного городского населения. Более того, в процессе воспитания детей новый СК озабочен проблемой хорошего образования не больше, чем все экономически активное население российских городов. «Дать хорошее образование» – это, скорее, стратегия, свойственная периферии СК (массовые слои придерживаются в основном политики обучения своих детей профессии, которая «всегда даст кусок хлеба»).

Вместе с тем, стоит отметить, что процессы пополнения знаний и навыков в новом среднем классе протекают пока более активными темпами, чем в других слоях экономически активного городского населения, и, в частности, в старом среднем классе (см. рис. 19).

Как видим, в периферии СК доля тех, кто за последние три года хоть как-то пополнил свои навыки и компетенции, снижается по большинству показателей. А доля тех, кто вообще никак не пополнял свои знания за последние три года, возросла с 28% в 2003-м до 34% в 2006 г.

Кроме того, обращает на себя внимание, что при воспроизводстве человеческого капитала представители нового СК выбирают «особенные», характерные прежде всего именно для них, средства пополнения знаний, значительно выделяясь на фоне экономически активного городского населения России.

Это, во-первых, постоянное профессиональное совершенствование в рамках ранее полученной специальности. Как видно из рисунка 19, это «совершенствование» осуществляется посредством повышения квалификации (28%), приобретения навыков работы на ПК (33%), отслеживания новинок в методах и технологиях (36%). До повышения квалификации более половины этих россиян работали в качестве специалистов с высшим образованием в возрасте 41-50 лет. Повышение квалификации в рамках той же специальности зачастую позволяет получить повышение, однако, как правило, лишь до руководителя среднего уровня.

Рисунок 19

Сравнительная динамика приобретения новых знаний в различных слоях населения, в %

 

Во-вторых, это профессиональная переквалификация: переподготовка по новой специальности (15%), не зависящая от профиля ранее полученного образования, но связанная с типом работы: переквалификацию проходили 31-40-летние представители нового СК. Зачастую эти россияне 5 лет назад работали служащими. Переквалификация положительным образом сказалась на количестве в этой социальной группе руководителей высшего звена, а также работников в области финансов, кредита, страхового дела.

Однако в целом видно, что переквалификация, хотя и свойственна для части нового СК, по сути, не является его главной стратегией даже в условиях структурной перестройки экономики.

Что касается старого СК, то для представителей данного слоя в наибольшей степени характерны инвестиции в практические навыки. Вместе с тем, заниматься бизнесом готовы лишь те горожане, которые достигли, по их самооценке, незначительных успехов в профессиональной сфере. Характерной чертой российского старого СК является при этом то, что при достижении успеха в собственном бизнесе эти «бизнесмены» начинают «проедать» свободные деньги, предпочитая эту стратегию в условиях нестабильности своего бизнеса инвестиционным практикам.

В этой связи необходимо отметить, что «старый» СК не только уделяет меньше внимания своему человеческому капиталу, но и значительно отстает по качеству последнего от «нового» СК. Так, например, он значительно хуже овладел практическими навыками работы на компьютере. По всем качественным параметрам он отстает даже от периферии СК. Соответственно, ни о каком повышении эффективности в мелком частном бизнесе речи идти не может. Это одна из причин, почему российские мелкие предприятия крайне редко вырастают до уровня хотя бы средних, а также существуют только в отдельных рыночных нишах.

Однако особенности человеческого капитала нового СК не ограничиваются только спецификой его образования и квалификации или степенью освоения им культуры за счет социализации в более образованной среде. Для него характерны также специфические личностные особенности, прямо влияющие на характер и качество его работы, и, соответственно, выступающие значимой частью его человеческого капитала. Это и особая роль профессиональных самоидентификаций, и особое отношение к работе (о чем уже говорилось во 2 и 3 разделах доклада). Эта часть экономически активных горожан очень трепетно относится к содержанию своего труда, уделяя большое значение наличию в нем творческой составляющей, что заставляет их искать разнообразную работу, предполагающую проявление инициативы и наличие новых возможностей и связей. Особенно хорошо видно это при поиске второй работы, которую имеют или ищут порядка 60% нового СК. Стоит обратить особое внимание на то, что весомым стимулом к поиску второй работы для многих из них (13%) является возможность повысить свою квалификацию. При этом, деньги и хорошие условия труда, как правило, отходят на второй план.

Вместе с тем, стоит обратить внимание также на «социальность» трудовой этики нового СК. Для россиян этого слоя престижность, общественная значимость и социальное признание той деятельности, которой они занимаются, имеют заметно большее значение, чем в среднем для экономически активных городских жителей России.  

<<назад           

оглавление

>> дальше