Журнал: ВластьНовиков О. Г., Филиппов А. Р.Механизмы манипуляции общественным сознанием

Журнал: Власть

Новиков О. Г., Филиппов А. Р.

Механизмы манипуляции общественным сознанием

DOI: https://doi.org/10.24412/2071-5358-2024-3-94-100
Новиков Олег Геннадьевич
Финансовый университет при Правительстве РФ
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры политологии Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга факультета социальных наук и массовых коммуникаций
Филиппов Антон Русланович
Российский университет дружбы народов
аспирант кафедры сравнительной политологии факультета гуманитарных и социальных наук

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Новиков О. Г., Филиппов А. Р. Механизмы манипуляции общественным сознанием // Власть. 2024. Том. 32. № 3. С. 94-100.
DOI: https://doi.org/10.24412/2071-5358-2024-3-94-100

Рубрика:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ПРАКТИКИ

Аннотация:

В статье на основе методов анализа, классификации, описания и сравнения разворачивается палитра основных механизмов манипуляции общественным сознанием в политической жизни. Авторы предлагают четырехчленное подразделение манипулятивных практик на перцептивные, психологические, когнитивные и собственно политические манипуляции. Проводится мысль о том, что раскрываемые методы не исчерпываются политической сферой. Авторы приходят к выводу о связи эффективных манипулятивных комбинаций с общим уровнем образования граждан, типом политической культуры, господствующим политическим режимом и каналами массовой коммуникации.

Литература:

  • Балахонская Ю.В. 2015. Отличительные особенности политической мифологии. – Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 3(67). С. 189-194.
  • Бенедикт Р. 2016. Хризантема и меч: Модели японской культуры. СПб: Наука. 360 с.
  • Волкова Н.П., Волкова А.А. 2023. Миф как политический инструмент воздействия на общественное сознание. – Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 13. № 4. С. 53-57.
  • Евгеньева Т.В. 2022. Влияние социально-политической идентификации современной молодежи на представления о моральных ценностях и нормах. – Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 12. № 2. С. 84-90.
  • Евгеньева Т.В., Усманова З.Р., Чуев С.В. и др. 2018. Технологии и компетенции PR и GR в условиях цифровой экономики: монография (под ред. С.Ю. Белоконева, З.Р. Усмановой). М.: КНОРУС. 260 с.
  • Кара-Мурза С.Г. 2021. Манипуляция сознанием. М.: Родина. 432 с.
  • Лебедев С.В. 2021. Технология воздействия в современных политических коммуникациях: психологические основания. – Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 11. № 4. С. 59-65.
  • Отто Р. 2008. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 272 с.
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. 2016. Социальная психология. СПб: Питер. 848 с.
  • Элиаде М. 2000. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское. М.: Ладомир. 414 с.
  • Юнг К.Г. 2021. Структура и динамика психического. М.: Институт общегуманитарных исследований. 600 с.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 32. № 3.
>> Архив журнала