Журнал: Социологический журналАбрамов Р. Н.Академическая автономия на службе интеллектуалов

Журнал: Социологический журнал

Абрамов Р. Н.

Академическая автономия на службе интеллектуалов


Абрамов Роман Николаевич
ГУ ВШЭ; Институт социологии РАН
кандидат социологических наук, доцент кафедры анализа социальных институтов; старший научный сотрудник

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Абрамов Р. Н. Академическая автономия на службе интеллектуалов // Социологический журнал. 2010. № 3. С. С. 107-122.

Рубрика:

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Аннотация:

Тема статьи — доминирующая позиция интеллектуалов в публичной сфере и роль в этом академической автономии. Академическая автономия рассматривается как ресурс легитимации власти интеллектуалов, а также средство для защиты их социальных позиций. В России трансформация академической автономии связана с изменением позиции интеллектуалов. Статья представляет собой теоретический обзор с привлечением широкого круга российских и зарубежных источников.

Литература:

  • Алябьева Л. Литературная профессия в Англии в XVI–XIX. М.: НЛО, 2004.
  • Андреева И. Частная жизнь при социализме: Отчет советского обывателя. М.: НЛО, 2009.
  • Батыгин Г.С. Властители дум: миссия интеллектуалов и реформирование социальных наук в России [online]. Дата обращения: 15.09.2010. URL: .
  • Батыгин Г.С. Невидимая граница: грантовая поддержка и реструктурирование научного сообщества в России (заметки эксперта) [online]. Дата обращения: 15.09.2010. URL:
  • Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Социология и власть: эпизоды советской истории / Тоталитаризм и посттоталитаризм (Статьи и подготовленные материалы). Кн. 2. М.: Институт социологии РАН, 1994.
  • Бауман З. Законодатели и толкователи: культура как идеология интеллектуалов // Неприкосновенный запас. 2003. № 1 (27). С. 5–20.
  • Бредли Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России // Общественные науки и современность. 1994. № 5. C. 77–89.
  • Бурдье П. Поле науки // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии. Алетейя, 2007.
  • Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. С. 707–736.
  • Вишневский А.Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. М.: ОГИ, 1998.
  • Деррида Ж. Университет глазами его питомцев // Отечественные записки. 2003. № 6. C. 96–103.
  • Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006.
  • Интервью с профессором Саймоном Кларком (Интервью провел В. Козловский, пер. с англ. А. Хохловой) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. VII. № 3. С. 5–19.
  • Кант И. Спор факультетов. Калининград: КГУ, 2002.
  • Кожанов А.А. Анализ экспертного знания и социальной роли эксперта как автономная предметная область современных социальных исследований науки // Социологические этюды: сборник статей аспирантов. Вып. 1. М.: Вариант, ИС РАН, 2006. С. 293–305.
  • Кордонский С.Г. Сословная структура постсоветской России. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2008.
  • Кулакова И.П. Университетское пространство и его обитатели. Московский университет в историко-культурной среде XVIII века. М.: Новый хронограф, 2006.
  • Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования. Учебник. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2004.
  • Любарский Г. Предательство клерков: Бауман, Фуко (Жюльен Бенуа — за скобками) // Социальная реальность. 2007. № 1. C. 94–106.
  • Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. С. 7–261.
  • Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М.: НЛО, 1996.
  • Парсонс Т., Сторер Н. Научная дисциплина и дифференциация науки // Научная деятельность: Структура и институты. М.: Прогресс, 1980. C. 25–55.
  • Рингер Ф. Закат немецких мандаринов. Академическое сообщество в Германии, 1890–1933. М.: НЛО, 2008.
  • Согомонов А.Ю. Генеалогия Успеха и Неудач. М.: Солтэкс при участии ООО «Невский простор», 2005.
  • Тыркова-Вильямс А.В. На путях к свободе. 2-е изд. Лондон, 1990.
  • Устав Общероссийской общественной организации «Российский Союз ректоров» [online]. Дата обращения: 15.09.2010. URL: .
  • Федеральный закон Российской Федерации № 125 от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  • Фуко М. Политическая функция интеллектуала // Интеллектуалы и власть. М.: Праксис, 2002. С. 201–209.
  • Хабермас Ю. Первым почуять важное: что отличает интеллектуала // Неприкосновенный запас. 2006. № 3 (47). С. 4–12.
  • Шарль К. Интеллектуалы во Франции: Вторая половина XIX века. М.: Новое издательство, 2005.
  • Шумпетер Й.А. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. М.: Экономика, 1995.
  • Щетинина Г.И. Университеты в России и устав 1884 г. М.: Наука, 1976.
  • Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX века. М.: Наука, 1993.
  • Bradley J. Voluntary associations in Tsarist Russia: science, patriotism and civil society. Harvard, 2009.
  • Chomsky N. American power and the New Mandarins. New York, 1967.
  • Collins H. Interactional expertise as a third kind of knowledge // Phenomenology and the Cognitive Sciences. 2004. No. 3. P. 125–143.
  • Golgman H. From Social Theory to Sociology of Knowledge and Back: Karl Mannheim and the Sociology of Intellectual Knowledge Production // Sociological Theory. 1994 (Nov.). Vol. 12. No. 3. P. 266–278.
  • Parson T., Platt G. The American University. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1973.
  • Turner S. What is the Problem with Experts? // Social Studies of Science, 2001. Vol. 31. No. 1 (February). P. 123–149.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2010. № 3.
>> Архив журнала