Журнал: Журнал социологии и социальной антропологииКурбатова Л. Н., Стегний В. Н., Тарасова Е. О.Институционализация гендерно-сексуальной и репродуктивно-супружеской культуры как отражение трансформации семьи и брака

Журнал: Журнал социологии и социальной антропологии

Курбатова Л. Н., Стегний В. Н., Тарасова Е. О.

Институционализация гендерно-сексуальной и репродуктивно-супружеской культуры как отражение трансформации семьи и брака

DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.3.3
Курбатова Людмила Николаевна
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия
Кафедра Социология и политология, доцент
Стегний Василий Николаевич
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия
Кафедра Социология и политология, профессор
Тарасова Екатерина Олеговна
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия
Кафедра Социология и политология, ассистент

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Курбатова Л. Н., Стегний В. Н., Тарасова Е. О. Институционализация гендерно-сексуальной и репродуктивно-супружеской культуры как отражение трансформации семьи и брака // Журнал социологии и социальной антропологии. 2024. Том. 27. № 3. С. 65–105.
DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.3.3. EDN: HCERTG

Рубрика:

Социология семьи

Аннотация:

Смена общественной социально-экономической и культурно-этической парадигмы российского общества в 1990-е годы оказала влияние на институт семьи и брака. Как следствие трансформационных процессов в этих социальных институтах возникли противоречия в сексуальной, репродуктивной и супружеской культуре. Социологические исследования, проведенные авторами статьи на протяжении последних 50 лет на базе пермских вузов (1969–2022), позволили определить место семьи, брака, детей, любви в системе жизненных ценностей современных студентов, характер традиционной, неотрадициональной, новотрадиционной и латентной гендерно-сексуальной культуры, выявить социокультурные предпочтения студентов в репродуктивно-супружеской сфере. Это в первую очередь касается динамики изменения установки на число детей в браке с учетом трансляции на будущее, характер выбора «ребенок — карьера», отношение к вспомогательным репродуктивным методам. Супружество рассмотрено через функционально-гендерную стереотипизацию в рамках сексуальной, репродуктивной, профессионально-трудовой культуры. Выделены институциональные факторы по типу социальных институтов и их институционально-ролевым функциям. Основной вывод исследования: семья остается востребованной формой социальной организации жизни современного человека. Сформировалась новая гендерно-сексуальная традиция. Молодежь — основной институциональный субъект при определенной сохранности роли родителей. Слабым звеном выступают институты политики и церкви. Исторический срез в 100 лет (ХХ в.) не является социальным временем, в течении которого прошлые традиции могли быть заменены новыми. Старые традиции сохраняются как в социальной практике, так и в латентном состоянии. Сексуальная, гендерная, семейно-брачная революция — это бесконечный социальный процесс.

Литература:

  • Антонов А.И. (2018) Социологический анализ репродуктивных установок на число детей и сроки их рождения. Социальная динамика населения и устойчивое развитие: 344–347.
  • Ахметова А.Т., Макарова Д.А. (2022) Совершенствование мер государственной поддержки семьи, материнства и детства. E-SCIO, 1(64): 147–154.
  • Беляева М.А. (2015) Роль семьи и церкви в формировании репродуктивной культуры. Интернет-журнал «Мир науки», 1 [http://mir-nauki.com/PDF/19KMN115.pdf] (дата обращения 18.02.2023).
  • Богомягкова Е.С., Ломоносова М.В. (2017) Вспомогательные репродуктивные технологии: к вопросу о новых формах социального неравенства. Журнал социологии и социальной антропологии, 20(3): 180–198.
  • Бодрийяр Ж. (2006) Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика.
  • Болдырева Н.Г. (2015) Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Молодой ученый, 22: 753–755.
  • Веблен Т. (1984) Теория праздного класса. М.: Изд-во Прогресс.
  • Вишневский А.Г. (2008) Эволюция российской семьи. Экология и жизнь, 7. [https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430650/Evolyutsiya_rossiyskoy_semi] (дата обращения: 01.02.2023)
  • Гидденс Э. (2004) Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб.: Питер.
  • Егорова Н.Ю. (2020) Супружество в современной России: особенности функционирования: дис. д-ра социол. наук. Н. Новгород.
  • Захаров С.В. (2007) Трансформация брачно-партнерских отношений в России: «золотой век» традиционного брака близится к закату? Малева Т.М., Синявская О.В. (ред.) Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. По материалам одного исследования. М.: НИСП: 75–126.
  • Ильичева Е.С. (2019) Виртуализация семьи в культуре потребления. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 3(23): 12–14.
  • Киселева Л.Г., Васильева С.Н., Михайлова И.В., Песьякова Н.В., Тишкова Ю.С. (2022) Семейные традиции в современном обществе. Международный научно-исследовательский журнал, 4, Часть 3: 209–212.
  • Климантова Г.И. (2018) Семья в системе социокультурных ценностей современной России. Отечественный журнал социальной работы, 3(74): 126–130.
  • Коллонтай А.М. (2008) Большая любовь. СПб.: Азбука-классика.
  • Кон И.С. (2011) Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции. Журнал социологии и социальной антропологии, 14(1): 51–65.
  • Костина А.В. (2009) Традиционная культура: к проблеме определения понятия. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», 4 – Культурология [https://zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina/] (дата обращения: 02.05.2023).
  • Курбатова Л.Н. (2004) Образование как социальное качество общества. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та.
  • Курбатова Л.Н. (2012а) Отношение студентов к семье и браку. Дискуссия, 4: 113–121.
  • Курбатова Л.Н. (2012б) Студенты о любви как жизненной ценности. Дискуссия, 5: 95–104.
  • Лаврентьева И.В., Илышев А.М. (2006) О степени научной обоснованности демографической политики России и неотложных мерах по ее повышению. Сулакшин С.С. (отв. ред.). Проблемы формирования государственных политик в России. М.: Научный эксперт: 736–746.
  • Мацковский М.С., Батыгин Г.С. (отв. ред.) (1989) Социология семьи: проблемные теории, методология и методика. М.: Наука.
  • Медков В.М. (2008) Демографические прогнозы ООН для мира и России. Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология, 1: 135–151.
  • Нагевичене В.Я. (2012) Гендерные ролевые девиации как фактор риска семьи. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 10: 189–192.
  • Радаев В.В. (2019) Миллениалы. Как меняется российское общество. М.: Издат. дом Высшей школы экономики.
  • Ростовская В.Н., Архангельский В.Н., Иванова А.Н., Кучмаева О.В., Семенова В.Г. (2021) Семья и демографические процессы в современной России. М: Экон-Информ.
  • Русанова Н.Е. (2018) Вспомогательные репродуктивные технологии в России: история, проблемы, демографические перспективы. Журнал исследований социальной политики, 11(1): 69–86.
  • Сивков А.В. (2011) Место и роль межкультурной коммуникации в развитии социума: автор. дис. канд. филос. наук. М.
  • Синельников А.Б. (2018) Семья и брак: кризис или модернизация. Социологический журнал, 24(1): 95–113.
  • Соболев Ю.В. (2015) Эстетическая природа фетишизма. Вестник Томского государственного университета, 393: 83–91.
  • Стегний В.Н. (2013) Осознание личностью своего социального будущего: монография. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политех. ун-та.
  • Стегний В.Н., Курбатова Л.Н. (2018) Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политех. ун-т.
  • Тарасова Е.О. (2016) Семейные ценности в мировых религиозных конфессиях и их влияние на российскую семью. Вестник РУДН. Серия: Социология, 16(2): 312–322.
  • Тарасова Е.О. (2017) Профессия бортпроводник: преимущества и ограничения. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Соц.-экон. науки, 2: 77–91.
  • Харчев А.Г. (2003) Социология семьи: проблемы становления науки. М.: Центр социал. прогнозирования.
  • Файнбург З.И. (1979) К вопросу о понятии культуры и периодизации ее исторического развития (некоторые проблемы методологии). Изв. Северо-Кавказ. науч. центра высш. шк. Общественные науки, 3: 25–30.
  • Фахрисламова Р.Т. (2014) Феномен женской бездетности в России: исторические и социальные предпосылки. Социологический журнал, 3: 39–54.
  • Шутова О.Г. (2015) Материнская карьера: дети и трудовые стратегии. Социологические исследования, 10: 185–194.
  • Ярская-Смирнова Е.Р. (2001) Гендер, власть и кинематограф: основные направления феминистской кинокритики. Журнал социологии и социальной антропологии, 4(2): 100–118.
  • Tabatabaie A. (2015) Childhood and adolescent sexuality, Islam, and problematics of sex education: a call for re-examination. Sex Education, 15(3): 276–288. https://doi.org/10.1080/14681811.2015.1005836.
  • Cutas D. (2009) Sex is over-rated: On the right to reproduce. Human Fertility, 12(1): 45–52.
  • Omelсhenko E. (1999) New dimensions of the sexual universe: Sexual discourses in Russian youth magazines. Journal of Communist Studies and Transition Politics, 15(1): 99–133. https://doi.org/10.1080/13523279908415399.
  • Ingham R. (2005) ‘We didn't cover that at school’: education against pleasure or education for pleasure? Sex Education, 5(4): 375–388. https://doi.org/10.1080/14681810500278451.
  • Bay-Cheng L.Y. (2003) The Trouble of Teen Sex: The construction of adolescent sexuality through school-based sexuality education. Sex Education, 3(1): 61–74. https://doi.org/10.1080/1468181032000052162.
  • Sleeboom-Faulkner M. (2010) Reproductive technologies and the quality of offspring in Asia: reproductive pioneering and moral pragmatism? Culture, Health & Sexuality, 12(2): 139–152. https://doi.org/10.1080/13691050902912767.
  • Zhuravleva O., Helmer J. (2024) Teachers’ perceptions and attitudes around the possible implementation of sex education in schools: views from teachers in Kazakhstan’s Karaganda Region. Sex Education, 24(2): 154–171. https://doi.org/10.1080/14681811.2022.2164760.
  • Qin Q., Zhang J. (2023) Sex Education in China: Actors and dynamics of China’s policies and practices. Cogent Education, 10(2). https://doi.org/10.1080/2331186X.2023.2270289.
  • Schuiling G.A. (2005) On sexual behavior and sex-role reversal. Journal of Psychosomatic Obstetrics and Gynecology, 26(3): 217–223. ID: 36757363600.
  • Taylor T.F. (2007) The Origins of Human Sexual Culture. Journal of Psychology & Human Sexuality, 18(2–3): 69–105. https://doi.org/10.1300/J056v18n02_03.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 27. № 3.
>> Архив журнала