Журнал: Журнал социологии и социальной антропологииБогомягкова Е. С., Харманская Э. Ю.Социальные сети как фреймы: анализ пользовательского опыта

Журнал: Журнал социологии и социальной антропологии

Богомягкова Е. С., Харманская Э. Ю.

Социальные сети как фреймы: анализ пользовательского опыта

DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.3.6
Богомягкова Елена Сергеевна
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Кафедра теории и истории социологии, доцент
Харманская Элина Юрьевна
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Богомягкова Е. С., Харманская Э. Ю. Социальные сети как фреймы: анализ пользовательского опыта // Журнал социологии и социальной антропологии. 2024. Том. 27. № 3. С. 168–195.
DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.3.6. EDN: HWJTVS

Рубрика:

Социология коммуникации

Выражение признательности

Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 21-18-00125.

Аннотация:

Статья содержит результаты эмпирического исследования, реализованного в 2023 г. методом полуструктурированного интервью (N=11) и направленного на выявление особенностей использовании социальных сетей современными молодыми людьми. В то время как основные дискуссии ведутся вокруг различий между онлайн- и офлайн-коммуникацией, вариативность пользовательского опыта на разных интернет-ресурсах гораздо реже попадает в фокус внимания исследователей. В настоящей статье с опорой на результаты эмпирического исследования и концепцию фреймов И. Гофмана социальные сети рассматриваются как специфические контексты, создающие границы возможного, допустимого, желательного поведения пользователей в них. В результате анализа эмпирического материала описаны различия в обращении пользователей к трем социальным сетям — «ВКонтакте», Telegram и Instagram[1]. Сформулированы аналитические категории — основные критерии, которые лежат в основании воспринимаемых пользователями различий, — коммуникация, аудитория, контент и основные цели использования социальной сети. Дана трактовка растущей популярности сети Telegram в контексте концепций социальных изменений. Фрейм Telegram делает коммуникацию в этой сети похожей на межличностное взаимодействие лицом к лицу, что отражает растущий запрос на приватность в Интернете и соответствует тренду поствиртуализации. Таким образом, социальные сети выступают разными ситуациями взаимодействия — фреймами, смысл происходящего в которых распознается пользователями, а дальнейшая активность организуется в соответствии с этим смыслом.   [1] Принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

Литература:

  • Архипова А.С., Радченко Д.А., Титков А.С., Козлова И.В., Югай Е.Ф., Белянин С.В., Гаврилова М.В. (2018) «Пересборка митинга»: Интернет в протесте и протест в интернете. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1: 12–35.
  • Батыгин Г.С. (2002) Континуум фреймов: драматургический реализм Ирвинга Гофмана. Вестник РУДН. Серия Социология, 2: 5–24.
  • Вахштайн B.C. (2011) Социология повседневности и теория фреймов. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге.
  • Глухов А.П., Кужелева-Саган И.П., Булатова Т.А., Бычкова М.Н., Гужова И.В., Носова C.С., Окушова Г.А., Спичева Д.И. (2017) Социальные сети как инфраструктура межличностного общения цифрового поколения: трансформация фреймов коммуникации. Томск: Издательский Дом Томского госуниверситета.
  • Гофман И. (2003) Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН.
  • Иванов Д.В. (2020) Дополненная современность: эффекты постглобализации и поствиртуализации. Социологические исследования, 5: 44–55.
  • Колозариди П.В., Макушева М.О. (2018) Интернет как проблемное поле социальных наук. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1: 1–11.
  • Орех Е.А., Богомягкова Е.С. (2019) К пониманию «мимолетных» селфи: эволюция стратегий самопрезентации в социальных сетях. Социология науки и технологий, 10(4): 161–175.
  • Трегубова Н.Д. (2020) Транснациональный мигрант в интернете: теоретические основания исследования транснационализма в режиме онлайн. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2: 405–419.
  • Филиппов А.Ф. (2008) Социология пространства. СПб.: Владимир Даль.
  • Фролова А.С. (2013) Сетевое общество и теория фреймов: социально-философское осмысление. Вестник РАЕН, 13(3): 61–63.
  • Chayko M. (1993) What is Real in the Age of Virtual Reality? «Retraining» Frame Analysis for a Technological World. Symbolic Interaction, 16(2): 171–181.
  • Floridi L. (2014) The 4th Revolution: How the Infosphere is Reshaping Human Reality. NY: The United States of America Oxford University Press Madison Avenue.
  • Gershon I. (2010) The Breakup 2.0. Ithaca, NY: Cornell University Press.
  • Goffman Е. (1974) Frame analysis: An essay in the organization of experience. NY: Harper & Row.
  • Madianou M., Miller D. (2012) Polymedia: Towards a new theory of digital media in interpersonal communication. International Journal of Cultural Studies, 16(2): 169–187.
  • Markham A.N. (2003) Metaphors reflecting and shaping the reality of the Internet: Tool, place, way of being. In: International Association of Internet Researchers. Toronto, Canada: 16–19.
  • McLuhan M. (1994) Understanding Media: The Extensions of Man. Cambridge; L.: MIT Press.
  • Miller D., Costa E., Haynes N. et al. (2016) How the World Changed Social Media. London: UCL Press.
  • Rheingold H. (1993) The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. N.Y.: Harper Perennial.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 27. № 3.
>> Архив журнала