Журнал: Журнал социологии и социальной антропологииПопов Д. С., Григорьева Е. А., Шестакова Д. А.Факторы устойчивости профессии учителя в период трансформаций на фоне пандемии COVID-19

Журнал: Журнал социологии и социальной антропологии

Попов Д. С., Григорьева Е. А., Шестакова Д. А.

Факторы устойчивости профессии учителя в период трансформаций на фоне пандемии COVID-19

DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.3.7
Попов Дмитрий Сергеевич
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Центр социологии науки и образования, ведущий научный сотрудник
Григорьева Екатерина Александровна
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Младший научный сотрудник
Шестакова Дарья Андреевна
Институт социологии ФНИСЦ РАН
аспирант

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Попов Д. С., Григорьева Е. А., Шестакова Д. А. Факторы устойчивости профессии учителя в период трансформаций на фоне пандемии COVID-19 // Журнал социологии и социальной антропологии. 2024. Том. 27. № 3. С. 196–215.
DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.3.7. EDN: ICOCWO

Рубрика:

Социология профессий

Выражение признательности

Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Новые социальные неравенства в эпоху цифровизации» (грант № 21-18-00489).

Аннотация:

Профессия школьного учителя, укорененная в российской действительности, демонстрирует кризисные черты на протяжении постсоветских десятилетий. В отечественной литературе среди прочего отмечены проблемы воспроизводства и старения корпуса учителей, невысокая компетентность, малая экономическая отдача от труда, снижающийся профессиональный престиж. Однако на фоне этого мы наблюдаем относительную устойчивость профессии, что позволяет говорить о существовании факторов, дающих возможность преодолевать кризисные явления как на индивидуальном, так и на институциональном уровне. Эти факторы нуждаются в отдельном изучении и экспликации. Значительным вызовом для школы и профессии учителя стала эпидемия COVID-19. Проведенное исследование сфокусировано на том, как изменяется этос профессии российского школьного учителя на фоне пандемии, в чем состоят параметры и особенности этого изменения и институциональной устойчивости профессии. Авторы статьи обращаются к многолетней серии интервью с учителями, проведенной в период так называемого кризисного обучения, в годы распространения коронавируса. Показано, что старое ценностно-этическое ядро учительской профессии в России, восходящее к идеям Просвещения и обеспечившее устойчивость профессии в годы транзита от советского к постсоветскому обществу, оказалось в состоянии видимой эрозии. Учителя, особенно представители молодых поколений, социализированные в постсоветской реальности, вынуждены искать новые профессиональные ориентиры и новые параметры профессионального этоса. От успешности или неуспешности этого поиска зависит устойчивость современной профессии учителя, в том числе эффективность ее воспроизводства. Ставшие доступными в годы пандемии онлайн-ресурсы «цифровой школы», новые форматы удаленного преподавания и контроля, новые модели взаимодействия с учениками, их родителями и методистами — вот ключевые социальные и технологические изменения, формирующие контуры нового профессионального этоса.

Литература:

  • Абрамов Р.Н., Быков А.В. (2021) Мир профессий в контексте труда и занятости: пандемическое и цифровое вертиго. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3: 4–20. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.2001.
  • Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Захарова У.С., Терентьев Е.А. (2021) Преподаватели российских вузов в условиях пандемийной цифровизации: между автономией и контролем. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3: 134–154. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1985.
  • Бекова С.К., Терентьев Е.А., Малошонок Н.Г. (2021) Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID-19: связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов. Вопросы образования, 1: 74–92. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-74-92.
  • Бердяев Н.А. (1909) Философская истина и интеллигентская правда. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М.: Типография Саблина.
  • Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. (2007) Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение.
  • Воробьева И.В. (2014) Престиж профессии учителя. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 4: 247–254.
  • Гудков Л.Д., Дубин Б.В. (2009) Интеллигенция. Заметки о литературно-политических иллюзиях. М.: Изд-во Ивана Лимбаха.
  • Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д., Захаров А.Б. (2011) Российская школа: альтернатива модернизации сверху. Вопросы образования, 3: 5–54.
  • Оборин М.С. (2020) Влияние пандемии COVID-19 на образовательный процесс. Сервис в России и за рубежом, 14(5): 153–163.
  • Парабучев А.И. (2005) Учитель в эпоху общественных трансформаций — к автопортрету профессии. Вопросы образования, 4: 246–259.
  • Парсонс Т. (1998) Система современных обществ. М.: Аспект Пресс.
  • Петракова А.В., Канонир Т.Н., Куликова А.А., Орел Е.А. (2021) Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID–19. Вопросы образования, 1: 93–1141..
  • Петракова А.В., Канонир Т.Н., Куликова А.А. (2021) Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID–19. Вопросы образования, 1: 93–114.
  • Покровский Н.Е. (1999) Прощай, интеллигенция. На перепутье (Новые Вехи). М.: Логос.
  • Попов Д.С., Стрельникова А.В., Григорьева Е.А. (2022) Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска. Мир России, 31(2): 26–502.
  • Попов Д.С., Стрельникова А.В., Григорьева Е.А. (2023) Учителя в условиях «кризисной цифровизации»: на пороге «нового луддизма»? Социологический журнал, 1: 55–771.
  • Хагуров Т.А., Остапенко А.А. (2014) Реформа образованиями глазами учителей и преподавателей. Социологические исследования, 11: 103–1073.
  • Agasisti T., Gil-Izquierdo M., Won Han S. (2020) ICT use at home for school-related tasks: what is the effect on a student’s achievement? Empirical evidence from OECD PISA data. Education Economics, 28(6): 601–620.
  • Akkermans J., Richardson J., Kraimer M.L. (2020) The Covid–19 crisis as a career shock: Implications for careers and vocational behavior. Journal of Vocational Behavior, 119, Article 103434.
  • Arnup J., Bowles T. (2016) Should I stay or should I go? Resilience as a protective factor for teachers’ intention to leave the teaching profession. Australian Journal of Education, 60(3): 229–244.
  • Beltman S., Mansfield C., Price A. (2011) Thriving not just surviving: A review of research on teacher resilience. Educational Research Review, 6(3): 185–207. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2011.09.001.
  • Biagi F., Loi M. (2013) Measuring ICT Use and Learning Outcomes: evidence from recent econometric studies. European Journal of Education, 48(1): 28–42.
  • Collie R.J. et al. (2020) Adaptability among science teachers in schools: A multi-nation examination of its role in school outcomes. Teaching and Teacher Education, 95, Article 103434.
  • Collie R.J., Martin A.J. (2016) Adaptability: An important capacity for effective teachers. Educational Practice and Theory, 38(1): 27–39.
  • Durkheim E. (1958) Professional Ethics and Civic Morals. Bristol: Burleigh Press.
  • Gu Q., Day C. (2013) Challenges to teacher resilience: conditions count. British Educational Research Journal, 39(1): 22–44.
  • Mayer K. (2003) The sociology of the life course and lifespan psychology: diverging or converging pathways. In: Staudinger U.M., Lindenberger U. (eds.) Understanding human development: dialogues with lifespan psychology. N.Y.: Springer: 463–483.
  • Parsons S.A. et al. (2011) The case for adaptability as an aspect of reading teacher effectiveness. Voices from the Middle, 19(1): 19–23.
  • Pettersson F. (2021) Understanding digitalization and educational change in school by means of activity theory and the levels of learning concept. Education and Information Technologies, 26: 187–204.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 27. № 3.
>> Архив журнала