Журнал: Журнал социологии и социальной антропологииКолесникова Е. М., Куденко И. А.Воспитатель-мужчина детского сада: кейс-стади общественного и профессионального дискурсов 1980-х годов в СССР

Журнал: Журнал социологии и социальной антропологии

Колесникова Е. М., Куденко И. А.

Воспитатель-мужчина детского сада: кейс-стади общественного и профессионального дискурсов 1980-х годов в СССР

DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.3.8
Колесникова Елена Михайловна
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Сектор социологии профессий и профессиональных групп, старший научный сотрудник
Куденко Ирина Александровна
Куденко консалтинг — глобальные услуги по оценке и исследованиям, Ганновер, Германия

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Колесникова Е. М., Куденко И. А. Воспитатель-мужчина детского сада: кейс-стади общественного и профессионального дискурсов 1980-х годов в СССР // Журнал социологии и социальной антропологии. 2024. Том. 27. № 3. С. 216–249.
DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.3.8. EDN: IGCGWT

Рубрика:

Социология профессий

Выражение признательности

Статья не состоялась бы без помощи коллег. Авторы выражают благодарность методисту городского методического центра Департамента образования и науки г. Москвы Четвертакову Кириллу Викторовичу за предоставление уникальных материалов, а также за помощь и поддержку в проведении исследования.

Аннотация:

Социальное положение профессии воспитателя детского сада часто проблематизируется в общественном, политическом и научном дискурсе практически по всему миру и в России, но опыт российских воспитателей-мужчин остается без должного внимания. Мы обращаемся к анализу дискурса вокруг одного из первых воспитателей-мужчин, который оказался в центре публичной дискуссии 1980-х годов относительно статуса профессии воспитателя детского сада и места мужчины в ней, а также внутри корпоративного дискурса о «женской» работе и профессионализации. Эмпирическую базу исследования составили тексты статьи об одном из первых воспитателей-мужчин в газете «Известия» в 1986 г. и писем читателей, написанных под впечатлением от статьи, а также материалы интервью с основным действующим лицом. Несмотря на то что общественность и коллеги, по существу, не сомневались в способности мужчины выполнять обязанности воспитателя в детском саду, они по-разному оценивали уникальность мужчины как педагога и необходимость его для детей, профессионального сообщества и общества в целом. Важно, что представления о воспитателях-мужчинах не существуют изолированно, а строятся на мнении о профессии в целом и ее статусных характеристиках в частности.

Литература:

  • Здравомыслова Е., Темкина А. (ред.) (2007) Российский гендерный порядок: социологический подход. Сер. 12 Труды факультета политических наук и социологии. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. EDN: RPWLWR.
  • Кашуркина С.С., Лукишина Т.А. (2019) Престиж профессии «педагог дошкольного образования»: оценки педагогов и позиция родителей. Современное дошкольное образование, 6(96): 36–49. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2019-10057.
  • Колесникова Е.М. (2016) Педагоги частного и государственного дошкольного образования: статус группы и перспективы развития. Социологический журнал, 1: 114–132. https://doi.org/https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.1.3919.
  • Колесникова Е.М., Митрохина Е.В. (2017) Воспитатели и учителя об условиях труда и организационной поддержке. Вестник Института социологии, 1(20): 13–34. https://doi.org/10.19181/vis.2017.20.1.443.
  • Новик Н.Н., Твардовская А.А. (2020) Профессиональное образование педагогов дошкольных организаций: ожидания и реальность. Профессиональное образование и рынок труда, 4(43): 49–55. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10406.
  • Родина В.В. (2018) Дискурс: генезис, природа и содержание, обзор научных школ. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 1(109): 101–111. EDN: YQNHFS.
  • Сакс М. (2020) Неовеберианство и профессии. Социологические исследования, 6: 28–41. https://doi.org/10.31857/S013216250009646-3.
  • Смирнова Е. (2005) Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. М.: Владос. EDN: QUGYCL.
  • Темкина А.А., Роткирх А. (2002) Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России. Социологические исследования, 11: 4–15. EDN: MQDNJB.
  • Abbott A. (1993) The Sociology of Work and Occupations. Annual Review of Sociology, 19: 187–209. https://doi.org/10.1146/annurev.so.19.080193.001155.
  • Bhana D., Moosa S., Xu Y., Emilsen K. (2022) Men in early childhood education and care: on navigating a gendered terrain. European Early Childhood Education Research Journal. https://doi.org/10.1080/1350293X.2022.2074070.
  • Bonnett T.H., Wade C.E. (2022) Procuring Gender-Situated Voices of Male Early Childhood Professionals in Canada. International Journal of Early Childhood. https://link.springer.com/article/10.1007/s13158-022-00337-8.
  • Brante T. (1988) Sociological Approaches to the Professions. Acta Sociologica, 31(2): 119–142. https://doi.org/10.1177/000169938803100202.
  • Brante T. (2013) The Professional Landscape: The Historical Development of Professions in Sweden. Professions and Professionalism, 3(2): 1–18. https://doi.org/10.7577/pp.558.
  • Cameron C. (2006) Men in the Nursery Revisited: Issues of Male Workers and Professionalism. Contemporary Issues in Early Childhood, 7(1): 68–79. https://doi.org/10.2304/ciec.2006.7.1.68.
  • Cameron C., Mooney A., Moss P. (2002) The child care workforce: current conditions and future directions. Critical Social Policy, 22(4): 572–595. https://doi.org/10.1177/02610183020220040201.
  • Carrington B., Francis B., Hutchings M., Skelton C., Read B., Hall I. (2007) “Does the gender of the teacher really matter? Seven- to eight-year-olds” accounts of their interactions with their teachers'. Educational Studies, 33(4): 397–413. https://doi.org/10.1080/03055690701423580.
  • Demirkas?mo?lu N., Ta?k?n P. (2019). The Career Journey of the First Male Preschool Teacher in Turkey: An Optimistic Perspective to A Female Dominated Occupation. Journal of Qualitative Research in Education, 7(1). https://doi.org/10.14689/issn.2148-2624.1.7c1s.19m.
  • Erden S., Ozgun O., Ciftci M.A. (2011) “I am a man, but i am a pre-school education teacher”: Self and social-perception of male pre-school teachers. Procedia Social and Behavioral Sciences, 15: 3199–3204. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.04.271/
  • Etzioni A. (ed.) (1969) The semi-professions and their organization: teachers, nurses, social workers. New York: The Free Press.
  • Flyvbjerg B. (2011) Case Study. In: Denzin N.K., Lincoln Y.S. (eds.) The Sage Handbook of Qualitative Research. Thousand Oaks: SAGE Publications: 301–316.
  • Goings R.B., Davis J., Britto J., Greene D. (2017). The influence of mentoring on the academic trajectory of a 17-year-old black male college sophomore from the United Kingdom: A single case study. Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning, 25(3), 346–368. https://doi.org/10.1080/13611267.2017.1364853.
  • Harris K., Barnes S. (2009) Male teacher, female teacher: Exploring children's perspectives of teachers' roles in Kindergartens. Early Child Development and Care, 179(2): 167–181. https://doi.org/10.1080/03004430802667005.
  • Hedlin M., ?berg M., Johansson C. (2019) Fun guy and possible perpetrator: an interview study of how men are positioned within early childhood education and care. Education Inquiry, 10(2): 95–115. https://doi.org/10.1080/20004508.2018.1492844/
  • Hofman J. (2023) Classroom management and teacher emotions in secondary mathematics teaching: a qualitative video-based single case study. Education Inquiry, 14:3, 389–405. https://doi.org/10.1080/20004508.2022.2028441.
  • Kolesnikova E.M., Kudenko I.А. (2023) Male Educators in Pre-School Education: A Recognition or an Anxiety? Integration of Education, 27(4): 646–668. https://doi.org/10.15507/1991-9468.113.027.202304.646-668.
  • Kreitz-Sandberg S. (2013) Gender inclusion and horizontal gender segregation: stakeholders' strategies and dilemmas in Swedish teachers' education. Gender and Education, 25(4): 444–465. https://doi.org/10.1080/09540253.2013.772566.
  • Martin D.M., Luth Jr F.W. (2000) Where are the men? the scarcity of males in early childhood classrooms. Journal of Early Childhood Teacher Education, 21(3). https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/0163638000210303.
  • Martino W.J. (2008) Male Teachers as Role Models: Addressing Issues of Masculinity, Pedagogy and the Re?Masculinization of Schooling. Curriculum Inquiry, 38(2): 189–223. https://doi.org/10.1111/j.1467-873X.2007.00405.x.
  • Mills M., Martino W., Lingard B. (2004) Attracting, Recruiting and Retaining Male Teachers: Policy Issues in the Male Teacher Debate. British Journal of Sociology of Education, 25(3): 355–369. https://doi.org/10.1080/0142569042000216990.
  • Sargent P. (2000) Real men or real teachers? Contradictions in the lives of men elementary teachers. Men and Masculinities, 2(4): 410–433. https://doi.org/10.1177/1097184X00002004003.
  • Sargent P. (2013) Reluctant Role Models: Men Teachers and the Reproduction of Hegemonic Masculinity. Qualitative Sociology Review, 9(3): 188–203. https://doi.org/10.18778/1733-8077.9.3.10.
  • Sevier B., Ashcraft C. (2009) Be Careful What You Ask For: Exploring the Confusion around and Usefulness of the Male Teacher as Male Role Model Discourse. Men and Masculinities, 11(5): 533–557. https://doi.org/10.1177/1097184X07302290.
  • Siraj-Blatchford I., Taggart B., Sylva K., Sammons P., Melhuish E. (2008) Towards the transformation of practice in early childhood education: the effective provision of pre-school education (EPPE) project. Cambridge Journal of Education, 38(1): 23–36. https://doi.org/10.1080/03057640801889956.
  • Sumsion J. Critical Reflections on the Experiences of a Male Early Childhood Worker (1999) Gender and Education, 11(4): 455–468. https://doi.org/10.1080/09540259920519.
  • Wood P., Brownhill S. (2018). ‘Absent fathers,’ and children’s social and emotional learning: An exploration of the perceptions of ‘positive male role models’ in the primary school sector. Gender and Education, 30(2): 177–186. https://doi.org/10.1080/09540253.2016.1187264.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 27. № 3.
>> Архив журнала