Журнал: Управление наукой: теория и практикаАрынгазин А. К.Типология и цепочки создания ценностей организациями науки, технологий и инноваций: эффективность операционной модели

Журнал: Управление наукой: теория и практика

Арынгазин А. К.

Типология и цепочки создания ценностей организациями науки, технологий и инноваций: эффективность операционной модели

DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2024.6.3.8
Арынгазин Аскар Канапьевич
Sustainable Innovation and Technology Foundation, Астана, Казахстан
Доктор физико-математических наук, директор

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Арынгазин А. К. Типология и цепочки создания ценностей организациями науки, технологий и инноваций: эффективность операционной модели // Управление наукой: теория и практика. 2024. Том. 6. № 3. С. 86-110.
DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2024.6.3.8. EDN: KAOJVA

Рубрика:

Научно-технологическая политика

Выражение признательности

Автор благодарен рецензентам за ряд рекомендаций, позволивших значительно улучшить представление материала и придать научную направленность содержанию настоящей работы.

Аннотация:

Структуру и деятельность организаций науки, технологий и инноваций при планировании изменений следует пересматривать в соответствии с (а) рамочной операционной моделью, (б) принципами организационных структур и (в) цепочками создания ценностей для выявления (1) областей неэффективности, (2) наличия и степени зрелости звеньев цепочек, а также (3) разрывов с лучшей практикой. В операционную модель организаций, на поддержку, развитие и эффективность которых оказывают влияние законодательство, бюджет и внешние факторы, входит множество компонент – от политики управления до культуры. Изменения организационных схем вместе с переименованиями подразделений выглядят иногда как многообещающие реформы. Однако в любом случае следует выносить на повестку приносимые организациями ценности. Социальный эффект (влияние, воздействие) науки, технологий и инноваций как вклад в социальное благо или мера социального блага распространяются на группы общества или на всё общество как прямо, так и опосредованно, например, через другие ценности и общественные механизмы влияния. В настоящей статье в контексте инновационной экосистемы и обсуждения общественного блага применяется следующая типология ценностей: внутренние, экономические, социальные и гуманитарные. Последние три ценности часто обобщаются термином «импакт». Внутренние ценности науки и технологий выражают ту сущность развития, что знания строятся на знаниях и повышают этим уровень и готовность организаций. Мы рассматриваем звенья цепочек создания ценностных предложений, производимых этими организациями, начиная от планирования до управления правовым обеспечением. Формулируются влияющие на них актуальные страновые макрофакторы. Современное поколение инновационной экосистемы Республики Казахстан характеризуется недостатком группы элементов, определяющих общенациональные внутренние и внешние цели, способы их достижения, а также мониторинг результатов деятельности и импакта. Настоящая работа имеет целью формулировку и изучение связывания управления на уровне принципов организационной структуры и рамочной операционной модели с ценностями на уровне введённой типологии, создаваемыми определённым образом организациями науки, технологий и инноваций. В аспекте научно-практической значимости это позволяет детально пересматривать, выявлять области неэффективности, разрывы с лучшей практикой и затем, формулируя и реализуя инициативы, повышать их способности и эффективность с учётом многозначности и отложенного характера результатов научно-технологической и инновационной деятельности, а также влияющих на организации конкретных внешних страновых и международных факторов. Сопоставляя звенья цепочек создания ценностей с типологией ценностей, мы выявили специфическое распределение влияния звеньев на их типы. В аспекте научно-теоретической значимости настоящее исследование осуществляет также попытку вскрытия противоречий между результирующими и процедурными ценностями в организациях науки, технологий и инноваций путём рассмотрения цепочек создания ценностей и контекста общего блага.

Литература:

  • 1. Постникова Е. С., Постникова Т. В. Построение операционной модели с учётом целей интегрированного планирования // Организатор производства. 2014. № 1 (60). С. 43–48. EDN SBIHPF.
  • 2. Шепелев Г. В. Модель для описания процессов управления научным сектором. Основные положения // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5, № 4. С. 71–90. DOI 10.19181/smtp.2023.5.4.4. EDN GTLGBB.
  • 3. Launonen M., Viitanen J. Hubconcepts: The global best practice for managing innovation ecosystems and hubs. Helsinki : Hubconcepts, Inc., 2011. 351 p. ISBN 9789526750101.
  • 4. Арынгазин А. К. Контуры научно-технологической системы: взгляд в прошлое для формирования политики по развитию экосистемы следующего поколения. Часть 3 // Управление наукой: теория и практика. 2024. Т. 6, № 2. С. 97–113. DOI 10.19181/smtp.2024.6.2.8. EDN LVGSDA.
  • 5. Арынгазин А. К. Контуры научно-технологической системы: взгляд в прошлое для формирования политики по развитию экосистемы следующего поколения. Часть 1 // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5, № 4. С. 27–54. DOI 10.19181/smtp.2023.5.4.2. EDN FLGKMT.
  • 6. Арынгазин А. К. Брутто-оценка ранней стадии научно-исследовательской активности // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5, № 1. С. 104–127. DOI 10.19181/smtp.2023.5.1.7. EDN QILPCP.
  • 7. Дафт Р. Л. Теория организации / пер. с англ. Г. Ю. Любимовой ; под ред. Э. М. Короткова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. XXXVI, 699 с. ISBN 5-238-01001-Х.
  • 8. Social values and the governance of science / G. Gaskell, E. Einsiedel, W. Hallman [et al.] // Science. 2005. Vol. 310, № 5756. P. 1908–1909. DOI 10.1126/science.1119444.
  • 9. Kooiman J., Jentoft S. Meta-governance: Values, norms and principles, and the making of hard choices // Public Administration. 2009. Vol. 87, № 4. P. 818–836. DOI 10.1111/j.1467-9299.2009.01780.x.
  • 10. Nabatchi T. Public values frames in administration and governance // Perspectives on Public Management and Governance. 2018. Vol. 1, № 1. P. 59–72. DOI 10.1093/ppmgov/gvx009.
  • 11. de Graaf G., Paanakker H. Good governance: Performance values and procedural values in conflict // The American Review of Public Administration. 2015. Vol. 45, № 6. P. 635–652. DOI 10.1177/0275074014529361.
  • 12. Семёнов Е. В. Европа отказывается от тупиковой научной политики, Россия продолжает подражать европейскому прошлому // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5, № 3. С. 10–13. EDN UXEPQG.
  • 13. Moore M. H. Creating public value: Strategic management in government. Cambridge, MA ; L. : Harvard University Press, 1995. xiii, 402 p. ISBN 9780674175587.
  • 14. Ultralow-threshold laser using super-bound states in the continuum / M.-S. Hwang, H.-C. Lee, K.-H. Kim [et al.] // Nature Communications. 2021. Vol. 12, № 1. Article 4135. DOI 10.1038/s41467-021-24502-0.
  • 15. von Neumann J., Wigner E. P. Uber merkw?rdige diskrete Eigenwerte. Uber das Verhalten von Eigenwerten bei adiabatischen Prozessen // Physikalische Zeitschrift. 1929. Vol. 30. S. 467–470.
  • 16. Sandel M. J. The tyranny of merit: What’s become of the common good? L. : Penguin Random House UK, 2020. 288 p. ISBN 9780241407608.
  • 17. Bozeman B. Public-value failure: When efficient markets may not do // Public Administration Review. 2002. Vol. 62, № 2. P. 145–161. DOI 10.1111/0033-3352.00165.
  • 18. Alford J., O’Flynn J. Making sense of public value: Concepts, critiques and emergent meanings // International Journal of Public Administration. 2009. Vol. 32, № 3–4. Р. 171–191. DOI 10.1080/01900690902732731.
  • 19. Вольчик В. В., Ширяев И. М. Государственная инновационная политика и нарративная экономика // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5, № 4. С. 110–132. DOI 10.19181/smtp.2023.5.4.6. EDN LWWUBW.
  • 20. Transforming science and society? Methodological lessons from and for transformation research / K. H?lscher, J. M. Wittmayer, M. Hirschnitz-Garbers [et al.] // Research Evaluation. 2021. Vol. 30, № 1. P. 73–89. DOI 10.1093/reseval/rvaa034.
  • 21. Бисенбаев А. К. Оптимизация и рационализация подачи заявок на грантовое и программно-целевое финансирование в Республике Казахстан // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5, № 3. С. 72–83. DOI 10.19181/smtp.2023.5.3.6. EDN YOBLQA.
  • 22. Арынгазин А. К. Контуры научно-технологической системы: взгляд в прошлое для формирования политики по развитию экосистемы следующего поколения. Часть 2 // Управление наукой: теория и практика. 2024. Т. 6, № 1. С. 32–48. DOI 10.19181/smtp.2024.6.1.2. EDN EVLVBQ.
  • 23. Шаститко А. Е., Зюбина А. Л. Экспертное знание для экономической политики: не пора ли в отставку «однорукому экономисту»? // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5, № 4. С. 133–145. DOI 10.19181/smtp.2023.5.4.7. EDN MVIIWM.
  • 24. Blair P. D. Effective science and technology assessment advice for congress: Comparing options // Science and Public Policy. 2021. Vol. 48, № 2. P. 164–176. DOI 10.1093/scipol/scaa070.
  • 25. Porter M. E. The five competitive forces that shape strategy // Harvard Business Review. 2008. Vol. 86, № 1. P. 78–93.
  • 26. Криворучко В. В. О сепарации научной деятельности и госкорпоративной форме управления наукой в современной России. Часть 2 // Управление наукой: теория и практика. 2024. Т. 6, № 2. С. 69–96. DOI 10.19181/smtp.2024.6.2.7. EDN JOKZSE.
  • 27. Семёнов Е. В. О задаче возвращения профессионалов в систему управления наукой // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2. № 2. С. 93–116. DOI 10.19181/smtp.2020.2.2.4. EDN EEOGQP.
  • 28. О состоянии и перспективах развития науки и технологий в Республике Казахстан : отчёт Национального центра научно-технической информации Республики Казахстан и Национальной Академии наук США о проведённой государственной научно-технической экспертизе отечественного научно-технического потенциала и приоритетных направлений развития науки (аудит науки). Алматы, 2006. 170 с.
  • 29. Agasisti T., Berbegal-Mirabent J. Cross-country analysis of higher education institutions’ efficiency: The role of strategic positioning // Science and Public Policy. 2021. Vol. 48, № 1. P. 66–79. DOI 10.1093/scipol/scaa058.
  • 30. Арынгазин К. М. Введение в смысловую педагогику. Изд. второе. [Б. м.] : Ridero, 2023. 350 с. ISBN 978-5-0060-8782-8.
  • 31. Woelert P. ‘Key selection criteria’ as administrative devices: An investigation of academic bureaucratization at Australian universities // Science and Public Policy. 2021. Vol. 48, № 1. P. 27–36. DOI 10.1093/scipol/scaa056.
  • 32. Наука по-американски: очерки истории / пер. с англ. ; [сост. и науч. ред. Д. Александров]. М. : Новое литературное обозрение, 2014. 615, [2] с. ISBN 978-5-4448-0128-4.
  • 33. Арынгазин A. К., Фахрутдинова Г. Ж., Арынгазин А. А., Арынгазин А. А. Научный потенциал личности: развитие профессионально значимых компетенций в вузе // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 496. С. 5–12. DOI 10.17223/15617793/496/1. EDN NMSIJE.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 6. № 3.
>> Архив журнала