Журнал: Интеракция. Интервью. ИнтерпретацияБалацюк Е. С., Кресникова Е. В.Трудовые ценности в поколенческом аспекте на примере младших миллениалов Санкт-Петербурга

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Балацюк Е. С., Кресникова Е. В.

Трудовые ценности в поколенческом аспекте на примере младших миллениалов Санкт-Петербурга

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2024.16.2.3
Балацюк Елизавета Сергеевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
Младший научный сотрудник, Центр молодежных исследований
Кресникова Елизавета Витальевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
Стажер-исследователь, Центр молодежных исследований

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Балацюк Е. С., Кресникова Е. В. Трудовые ценности в поколенческом аспекте на примере младших миллениалов Санкт-Петербурга // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2024. Том. 16. № 2. С. 50-68.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2024.16.2.3. EDN: DAZQVK

Рубрика:

Исследовательские дискурсы: поколения

Аннотация:

В статье рассмотрены карьерные траектории и трудовые ценности представителей поколения младших миллениалов, проживающих в Санкт-Петербурге и работающих в сфере образования и науки, IT, промышленности и сфере услуг, имеющих стабильный средний уровень дохода. На основе анализа полуструктурированных интервью описаны и проинтерпретированы их представления о значимости постоянной занятости: желаемом уровне заработной платы, личной ответственности на рабочем месте, отношениях с коллегами, требуемых навыках, стабильности и жизненной устойчивости. Тем не менее в нарративах встречаются и другие установки, что свидетельствует о неоднородности группы младших миллениалов. Это стремление к стабильности, коллективной поддержке и солидарности, желание избежать риска и прекарности. Особенностью трудовых ценностей младших миллениалов является их гибридный характер, определенный нами в терминах ориентации на «стабильный характер работы» и «индивидуальный характер работы». В результате в статье утверждается, что рефлексивность и индивидуализация, стремление к обретению агентности и самостоятельности могут отражать не только поколенческие ценности, но и дискурс среднего класса о труде.

Литература:

  • Андреева Ю.В., Лукьянова Е.Л. Между работой, детьми и торговым центром: баланс жизни и труда в семьях молодых российских рабочих // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 122—141. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.3.08 EDN: TGDECE
  • Андрианова Е.В., Тарасова А.Н., Печеркина И.Ф. Мотивы и трудовые ценности молодежи: парадоксы развития // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 3. С. 324—343. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.3.17 EDN: XSWAUX
  • Аранжин В.В., Нехода Е.В. Влияние трудовых ценностей различных поколений работников на выбор форм и видов занятости: результаты теоретического анализа // Экономика труда. 2022. Т. 9. № 1. С. 161—178. DOI: https://doi.org/10.18334/et.9.1.114077 EDN: TRHHZC
  • Бурдье П. Дом, или Перевернутый мир // Практический смысл / Под ред. Н.А. Шматко. СПб.: Алтейя, 2001. С. 221—231.
  • Вайс Х. Мы никогда не были средним классом. Как социальная мобильность вводит нас в заблуждение. М.: Издательский дом ВШЭ, 2021.
  • Вознесенская Е.Д. Молодые рабочие: из села в город // Социологический журнал. 2013. № 3. С. 75—91. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2013.3.421 EDN: RDLZZD
  • Головляницина Е.Б. Инновационен ли российский средний класс? Особенности профессиональной структуры и трудовых ценностей среднего класса накануне кризиса // Мир России. Социология. Этнология. 2009. Т. 18. № 4. С. 19—36. EDN: NDSVTP
  • Гребер Д. Бредовая работа: Трактат о распространении бессмысленного труда. М.: Ad Marginem, 2020.
  • Козина И.М., Виноградова Е.В. Молодые инженеры: трудовые ценности и профессиональная идентичность // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 1. С. 215—230. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.1.08 EDN: TOWNPT
  • Поплавская А.А. Ценность труда для студентов российских вузов: логики обоснования выбора в пользу личной выгоды или общественной пользы работы // Экономическая социология. 2023. Т. 24. № 2. С. 11—48. DOI: https://doi.org/10.17323%2F1726-3247-2023-2-11-48 EDN: DLWLAG
  • Радаев В.В. Миллениалы. Как меняется российского общество. М.: Издательский дом ВШЭ, 2020. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1985-1 EDN: STOTFS
  • Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс / Пер. с англ. Н. Усовой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.
  • Твенге Д. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым — и абсолютно не готовым ко взрослой жизни. М.: Рипол-Классик, 2019.
  • Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. «На других надейся, а сама не плошай». Прагматический индивидуализм как дискурсивная стратегия нормализации биографий молодых представительниц среднего класса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 173—194. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1691 EDN: UPBBAS
  • Adkins L. (2003) Reflexivity: Freedom or Habit of Gender? Theory, Culture & Society. Vol. 20. No. 6. C. 21—42. DOI: https://doi.org/10.1177/0263276403206002
  • Aroldi P. et al. (2011) Generational Belonging between Media Audiences and ICT Users. Broadband Society and Generational Changes. Vol. 5. P. 51—68.
  • Arnett J.J. (2004) Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens through the Twenties. Oxford: Oxford University Press.
  • Bannon S., Ford K., Meltzer L. (2011) Understanding Millennials in the Workplace. The CPA Journal. Vol. 81. No. 11. P. 61—65.
  • Beck U., Giddens A., Lash S. (1994) The Reinvention of Politics: Towards a Theory of Reflexive Modernization. Cambridge: Polity Press.
  • Calk R., Patrick A. (2017) Millennials Through the Looking Glass: Workplace Motivating Factors. The Journal of Business Inquiry. Vol. 16. No. 2. P. 131—139.
  • Cennamo L., Gardner D. (2008) Generational Differences in Work Values, Outcomes and Person?Organisation Values Fit. Journal of Managerial Psychology. Vol. 23. No. 8. P. 891—906. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/02683940810904385
  • Christiaens T. (2020) The Entrepreneur of the Self beyond Foucault’s Neoliberal Homo Economicus. European Journal of Social Theory. Vol. 23. No. 4. P. 493—511. DOI: https://doi.org/10.1177/1368431019857998
  • Ernst S. (2016) Issues and Aspects of Comparative Long-term Studies in Youth Unemployment in Europe: Biographical Constructions of “Generation Y”. Cambio: rivista sulle trasformazioni sociali. Vol. 6. No. 12. P. 167—183. DOI: https://doi.org/10.13128/cambio-20405
  • Giddens A. (1991) Modernity and Self-Identity. Cambridge: Polity Press.
  • Hubers C., Schwanen T., Dijst M. (2011) Coordinating Everyday Life in the Netherlands: A Holistic Quantitative Approach to the Analysis of ICT?Related and Other Work?Life Balance Strategies. Geografiska Annaler: Series B, Human Geography. Vol. 93. No. 1. P. 57—80. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-0467.2011.00361.x
  • France A., Roberts S. (2015) The Problem of Social Generations: A Critique of the New Emerging Orthodoxy in Youth Studies. Journal of Youth Studies. Vol. 18. No. 2. P. 215—230. DOI: https://doi.org/10.1080/13676261.2014.944122
  • Lancaster L.C., Stillman D. (2003) When Generations Collide: Who They Are, Why They Clash, How to Solve the Generational Puzzle at Work. New York: HarperBusiness.
  • Mahmoud A.B. et al. (2020) The Reincarnation of Work Motivation: Millennials vs Older Generations. International Sociology. Vol. 35. No. 4. P. 393—414. DOI: https://doi.org/10.1177/0268580920912970
  • Mannheim K. (1970). The Problem of Generations. The Psychoanalytic Review. Vol. 57. No. 3. P. 378—404.
  • McNay L. (1999) Gender, Habitus and the Field: Pierre Bourdieu and the Limits of Reflexivity. Theory, Culture & Society. Vol. 16. No. 1. P. 95—117. DOI: https://doi.org/10.1177/026327699016001007
  • Mirrlees T. (2015) A Critique of the Millennial: A Retreat from and Return to Class. Alternate Routes: A Journal of Critical Social Research. Vol. 26. P. 277—304.
  • O’Connor A., Raile A.N.W. (2015) Millennials’ “Get a ‘Real Job’”: Exploring Generational Shifts in the Colloquialism’s Characteristics and Meanings. Management Communication Quarterly. Vol. 29. No. 2. P. 276—290. DOI: https://doi.org/10.1177/0893318915580153
  • Ortner S.B. (2006) Anthropology and Social Theory: Culture, Power, and the Acting Subject. Durham: Duke University Press. DOI: https://doi.org/10.1215/9780822388456
  • Risman B.J. (2018) Where the Millennials Will Take Us: A New Generation Wrestles with the Gender Structure. New York: Oxford University Press. DOI: https://doi.org/10.1093/oso/9780199324385.001.0001
  • Savu A., Lipan ?., Cr?ciun M. (2020 Preparing for a “Good Life”: Extracurriculars and the Romanian Middle Class. East European Politics and Societies: and Cultures. Vol. 34. No. 2. P. 485—504. DOI: https://doi.org/10.1177/0888325419842209
  • Shevchuk A., Strebkov D., Davis S.N. (2018) Work Value Orientations and Worker Well-Being in the New Economy: Implications of the Job Demands-Resources Model Among Internet Freelancers. International Journal of Sociology and Social Policy. Vol. 38. No. 9/10. P. 736—753. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/IJSSP-01-2018-0006
  • Woodman D. (2018) Gender and Generations: Using a Generational Framework to Rethink Continuity and Change in the Gender Order. AG About Gender-International Journal of Gender Studies. Vol. 7. No. 13. P. 1—25. DOI: https://doi.org/10.15167/2279-5057/AG2018.7.13.500
  • Worth N. (2016) Who We Are at Work: Millennial Women, Everyday Inequalities and Insecure Work. Gender, Place & Culture. Vol. 23. No. 9. P. 1302—1314. DOI: https://doi.org/10.1080/0966369X.2016.1160037

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 16. № 2.
>> Архив журнала