Журнал: Интеракция. Интервью. ИнтерпретацияГольман Е. А.Текстильный коллаж как художественный метод работы с индустриальной памятью: анализ проекта «Лучезарный город» Елены Шаргановой

Журнал: Интеракция. Интервью. Интерпретация

Гольман Е. А.

Текстильный коллаж как художественный метод работы с индустриальной памятью: анализ проекта «Лучезарный город» Елены Шаргановой

DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2024.16.3.2
Гольман Евгения Андреевна
Независимый исследователь, Москва, Россия
Кандидат социологических наук, независимый исследователь, куратор

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Гольман Е. А. Текстильный коллаж как художественный метод работы с индустриальной памятью: анализ проекта «Лучезарный город» Елены Шаргановой // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2024. Том. 16. № 3. С. 33-48.
DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2024.16.3.2. EDN: YEANKF

Рубрика:

Теоретические дискурсы и дискуссии

Аннотация:

В статье представлен социологический анализ проекта «Лучезарный город» художницы Елены Шаргановой, посвященного родному городу художницы — Нелидово — и представляющего собой серию текстильных коллажей, сделанных в смешанной технике с использованием фотопечати, цианотипии, машинного шва и ручной вышивки. В основе проведенной концептуализации — интервью с Еленой Шаргановой, анализ архивных материалов города, любезно предоставленных художницей, а также академических исследований, посвященных проблемам памяти и индустриальных городов. Отталкиваясь от интерпретации коллажей как пространств репрезентаций в терминологии Анри Лефевра, отражающих зону переживаемого, в которой образы и символы наполняют физическое пространство и знания о нем, автор показывает, что «Лучезарный город» является художественным размышлением о нереализованных траекториях развития города и — шире — о судьбе малых городов в целом. Выделены три актуальные темы, переосмысляемые в проекте художницы: разочарование в коммунистической идее и ностальгия по прошлому, проблема развития (или вымирания) индустриальных городов, связь коллективной и индивидуальной памяти. Значимость проекта Елены Шаргановой обусловлена как экспериментом с материалами, так и исследовательской позицией художницы, сближающей искусство с актуальной социальной проблематикой.

Литература:

  • Бойм С. Будущее ностальгии. М.: Новое литературное обозрение, 2019.
  • Вандышев М.Н., Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Индустриальная память: масштабы и множественность. Е.: Издательство Уральского университета, 2022. EDN: CMCGLL
  • Веселкова Н.В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2010. № 31. С. 2–29. EDN: MUCUBJ
  • Веселкова Н., Вандышев М., Прямикова Е. Дискурс природы в молодых городах // Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 1. С. 112–133. EDN: VUYMCP DOI: https://doi.org/10.17323/1728-192X-2016-1-112-133
  • Веселкова Н., Прямикова Е., Вандышев М. Моногород: дилеммы конструирования пространства // Топос. № 1. 2011. C. 208–224.
  • Гунько М.С., Еременко Ю.А., Батунова Е.Ю. Стратегии планирования в условиях городского сжатия в России: исследование малых и средних городов // Мир России. 2020. Т. 29. № 3. C. 121–141. EDN: MSETBH DOI: https://doi.org/10.17323/1811-038X-2020-29-3-121-141
  • Ермолова А.А. Возрождение пикториализма в современном фотоискусстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1. С. 119–127. EDN: UQKKUI
  • Лефевр А. Производство пространства. Пер. с фр. И. Стаф. М.: Streike Press, 2015.
  • Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982.
  • Мещеркина Е.Ю. Фотография из семейного альбома // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2004. Т. 2. № 2–3. С. 95–96. EDN: QBKJUD
  • Митрофанова Н.Ю. Современное текстильное искусство в поисках новых форм, смыслов и средств выразительности // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019. № 1. С. 176–190. EDN: XCBTXJ
  • Николаева Ж.В. Документирование социальной реальности // Фотография. Изображение. Документ. 2020. № 9. С. 4–5. EDN: PEYIUP
  • Рождественская Е.Ю., Семенова В.В. Социальная память как объект социологического изучения // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2011. Т. 5. № 6. С. 27–48. EDN: QBKNXB
  • Симагин Ю.А. Демографические проблемы малых городов России // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. № 15. М.: ИНИОН РАН, 2020. С. 764–768.
  • Уильямс Г. Как писать о современном искусстве. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2022.
  • Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа / Под ред. М. Габовича. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 16–50.
  • Цветкова Н.Н. Текстильный арт-объект в искусстве XX — XXI веков // Актуальные проблемы теории и истории искусства. № 8. СПб.: Издательство СПбГУ, 2018. С. 652–660. EDN: WZXPGI DOI: https://doi.org/10.18688/aa188-7-64
  • Штомпка П. Социальное изменение как травма (статья первая) // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 6–16.
  • Ядов В.А. «Посткоммунистические» трансформации с позиций современных теорий // Россия реформирующаяся / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 346–355. EDN: PBTJOL
  • Hannula M. (2009) Catch Me If You Can: Chances and Challenges of Artistic Research // Art & Research. No. 2. P. 109–129.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 16. № 3.
>> Архив журнала