Журнал: Социологический журналЗборовский Г. Е., Амбарова П. А.Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи

Журнал: Социологический журнал

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А.

Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.2.7265
Зборовский Гарольд Ефимович
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь
Амбарова Полина Анатольевна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор социологических наук, профессор

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи // Социологический журнал. 2020. Том. 26. № 2. С. 60-81.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.2.7265

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Выражение признательности

Авторы выражают благодарность анонимным рецензентам, чьи замечания и предложения помогли улучшить статью.

Аннотация:

Статья посвящена социологическому изучению рисков образовательной неуспешности учащейся молодежи. Показана масштабность феномена образовательной неуспешности школьников и студентов, актуальность его исследования в контексте новых вызовов современного российского общества. Раскрывается тотальный, всепроникающий характер влияния рисков образовательной неуспешности на все сферы общественной жизни. Подчеркивается противоречие между необходимостью их учета в разработке стратегии развития отечественного образования и игнорированием данной проблемы органами власти и управления образованием. Представлена авторская интерпретация ключевых понятий (образовательная неуспешность, ее риски, человеческий капитал образовательных общностей). Дается классификация рисков образовательной неуспешности учащейся молодежи. Специально анализируются четыре группы рисков: для развития системы непрерывного образования; для экономики и рынка труда; сферы социальной безопасности и благополучия; для самой системы образования. Заключительный раздел статьи посвящен анализу возможностей минимизации рисков образовательной неуспешности. Доказана необходимость разработки подходов к преодолению рисков образовательной неуспешности на уровнях государственной образовательной политики, образовательных организаций различных типов и образовательных общностей. Обращается особое внимание на важность трансформации образовательной политики в отношении неуспешных образовательных общностей, изменений образовательной среды учебных заведений, внедрения социальных технологий образовательного сопровождения неуспешных учащихся и студентов. Эмпирической базой статьи послужили результаты исследований, проведенных в Екатеринбурге и Свердловской области.

Литература:

  • 1. Анализ положения выпускников с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда в России. Аналитический доклад ВНИИ труда Минтруда России [электронный ресурс]. Дата обращения 08.02.2020. URL: http://spravochnik.rosmintrud.ru/storage/app/media/ Analiz%20polojeniya%20vepucknikov_VNII%20tpuda.pdf
  • 2. Аникин В.А. Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки // Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 4. С. 120–156. DOI: 10.17323/1726-3247-2017-4-120-156
  • 3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельник и Н. Федорова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 384 с.
  • 4. Де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 8–34. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-2-8-34
  • 5. Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 40–48. DOI: 10.31857/S013216250001957-5
  • 6. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И., Абанкина И.В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. — 272 с. DOI: 10.17323/9785-7598-1937-0
  • 7. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Социология высшего образования. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. — 539 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1937-0
  • 8. Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие. Тезисы доклада / под ред. Я.И. Кузьминова, Л.Н. Овчаровой, Л.И. Якобсона. М.: Изд. Дом ВШЭ, 2018. — 63 с.
  • 9. Ковалева Г.С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования. Доклад, представленный на заседании Президиума РАО 27 июня 2018 г. [электронный ресурс]. Дата обращения 30.01.2020. URL: http:// www.centeroko.ru/public.html
  • 10. Клячко Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 42 с.
  • 11. Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 71–92. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-4-71-92
  • 12. Танатова Д.К., Погосян В.Г., Королев И.В. Обучение китайских студентов в российских университетах: мотивация и демотивация // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 150–157. DOI: 10.31857/ S013216250004969-8
  • 13. Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. 2003. Т. XII. № 1. С. 3–35.
  • 14. Barro R.J. Economic Growth in a Cross Section of Countries // The Quarterly Journal of Economics. 1991. Vol. 106. No. 2. Р. 407–443.
  • 15. Nonis S., Swift C.O. An Examination of the Relationship Between Academic Dishonesty and Workplace Dishonesty: A Multicampus Investigation // Journal of Education for Business. 2001. Vol. 77. No. 2. P. 69?77. DOI: 10.1080/08832320109599052
  • 16. Sims R.L. The Relationship between Academic Dishonesty and Unethical Business Practices // Journal of Education for Business. 1993. Vol. 68. No. 4. P. 207–211. DOI: 10.1080/08832323.1993.10117614

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2020. Том. 26. № 2.
>> Архив журнала