Журнал: Социологическая наука и социальная практикаАдамьянц Т. З.Виртуальные социокультурные миры на открытых платформах Интернета

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Адамьянц Т. З.

Виртуальные социокультурные миры на открытых платформах Интернета

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8860
Адамьянц Тамара Завеновна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Адамьянц Т. З. Виртуальные социокультурные миры на открытых платформах Интернета // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Том. 10. № 1. С. 58-72.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8860

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИЙ

Аннотация:

Возможность неформальных коммуникационных взаимодействий непубличных людей на открытых интернет-платформах, вкупе с возможностью наблюдения за этим процессом, которую реализуют ещё большее число людей, оказывается катализатором к возникновению виртуальных социокультурных миров – условных групп, объединённых едиными смысловыми и ценностными полями. Анализ мотивационно-целевых (смысловых) особенностей коммуникационных взаимодействий на открытой платформе «Дзен» показал, что основным побудительным стимулом на всех уровнях коммуникационных взаимодействий (как со стороны авторов блогов, так и со стороны авторов комментариев и ответов на комментарии) при анализе общественно-политических событий и проблем оказывается требование следования морально-нравственным ценностям и принципам, в соответствии с традициями классической и русской культуры и философии, а также с ключевыми религиозными постулатами. Массовое участие наших соотечественников в коммуникационных взаимодействиях на открытых интернет-платформах является вариантом гражданского участия в его новой, современной форме, при которой возникают оптимальные условия для самоопределения, социальной адаптации и социализации. Залогом социальной значимости «живущих» здесь смыслов оказываются ключевые для человека и общества опоры, связанные с традиционными морально-нравственными ценностями, представлениями и традициями. Представляется целесообразным и социально значимым контроль со стороны государственных контролирующих структур за критериями оценок блогов, анализирующих общественно-политические события и проблемы. Причины их закрытия («забанивания») должны быть понятными, обоснованными и гласными для всех участников коммуникационных взаимодействий.

Ключевые слова:

Интернет-платформа; комментарий; коммуникационные взаимодействия; мотивационно-целевой анализ; смысл; морально-нравственные ценности; социокультурные миры; гражданское участие; социальная адаптация

Литература:

  • 1. Адамьянц Т. З. Коммуникационные механизмы современных смысловых противостояний // Социологические исследования. 2019. № 3 С. 98–105. DOI: 10.31857/S013216250004282-3.
  • 2. Адамьянц Т. З. Нравственный императив как актуальный лейтмотив неофициальных реакций в Интернете // Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности: XV Международная научная конференция «Сорокинские чтения-2021». Москва, 04 марта 2021 года. М. : МАКС Пресс, 2021. С. 520–522. DOI: 10.29003/m2013.978-5-317-06609-3.
  • 3. Адамьянц Т. З. Социальные смыслы глобальных процессов и перемен: механизмы и катализаторы (монография) М. : Институт социологии РАН, 2017. 69 с. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=5020 (дата обращения: 06.12.2021).
  • 4. Адамьянц Т. З. Социальные смыслы как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 16–25. DOI: 10.31857/S013216250015252-0.
  • 5. Власенко И. С. Информационная война: искажение реальности / И. С. Власенко, М. В. Кирьянов. М. : ИД «Канцлер». 2011. 196 с.
  • 6. Воронкова О. А. Сетевая интериоризация – становление новой мотивационной матрицы социально-политического участия // Социально-политические исследования. 2020. № 1 (6). С. 17–28. DOI: 10.20323/2658-428X-2020-1-6-17-28.
  • 7. Гурвич Ф. М. Методы и процедуры получения экспертной информации (ч.1) // Экономика и математические методы. 1973. Т. IX, № 5. С. 962–975.
  • 8. Гурвич Ф. М. Методы и процедуры получения экспертной информации (ч.2) // Экономика и математические методы. 1973. Т. IX, № 6. С. 1157–1169.
  • 9. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семисоциопсихологии / Т. М. Дридзе ; отв. ред. И. Т. Левыкин. М. : Наука, 1984. 268 c.
  • 10. Кант И. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Ч. 1. Основы метафизики нравственности (1785). М. : Мысль, 1965.
  • 11. Российское общество и государство в условиях пандемии: социально-политическое положение и демографическое развитие Российской Федерации в 2020 году / Г. В. Осипов, В. К. Левашов, С. В. Рязанцев [и др.]. М. : ООО«Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2020. 532 с. DOI: 10.38085/978-5-905790-48-5-2020-1-532.
  • 12. Тощенко Ж. Т. Смыслы как качественная и сущностная характеристика социологии жизни // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6, № 5. С. 13–28. DOI: 10.23683/2227-8656.2017.5.1.
  • 13. Яковлев А. М. Ценность социальная // Социологический словарь / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. М. : Норма, 2008. С. 559.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 10. № 1.
>> Архив журнала