Журнал: Социологический журналМалиновский С. С., Шибанова Е. Ю.Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России

Журнал: Социологический журнал

Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю.

Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.3.9149
Малиновский Сергей Сергеевич
НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия
кандидат политических наук, заместитель заведующего, Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»; эксперт, Центр социологии высшего образования, Институт образования
Шибанова Екатерина Юрьевна
НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия
 младший научный сотрудник, Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов», Институт образования

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России // Социологический журнал. 2022. Том. 28. № 3. С. 8-37.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.3.9149. EDN: AQUFFI

Рубрика:

МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выражение признательности

Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (соглашение о предоставлении гранта № 075-15-2022-325)

Аннотация:

Произошедшие за последнее десятилетие структурная консолидация вузовской сети, сокращение коммерческого сегмента и перераспределение образовательных потоков в пользу профессионального образования позволяют говорить о завершении этапа экспансии высшего образования в России. Цель статьи — поиск возможных объяснений и анализ макроуровневых факторов данного феномена в русле экономического, социологического и политико-экономического подходов. Опираясь на данные статистики и социологических мониторингов, авторы показывают, что снижение охвата обусловлено сокращением предложения высшего образования, снижением финансовой доступности и изменением экономической эффективности образовательных стратегий. Снижение участия в высшем образовании произошло за счет менее обеспеченных и образованных семей, переориентирующих спрос на среднее профессиональное образование. Сокращение заочных вузов и филиалов, вузовская поляризация усиливают социальную дифференциацию образовательных ожиданий и возможностей. Стратификация и профессионализация третичного сектора образования также рассматриваются как часть эволюции консервативной политико-экономической модели в России.

Литература:

  • 1. Абанкина И.В. Финансирование образования: тренд на персонализацию // Журнал НЭА. 2019. № 1. С. 41. DOI: 10.31737/2221-2264-2019-41-1-11 EDN: YZJYIH
  • 2. Александров Д.А., Тенишева К.А., Савельева С.С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66–91. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-66-91 EDN: UKEBEF
  • 3. Бессуднов А.Р., Куракин Д.Ю. Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 83–109. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-83-109 EDN: ZHRDRF
  • 4. Богданов М.Б., Малик В.М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодежи России? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 392–420. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1603 EDN: NBXFVU
  • 5. Виссер Й. Профсоюзы на распутье. Рабочий документ МОТ/ACTRAV. Женева: МОТ, 2020. — 83 p.
  • 6. Вишневская Н.Т., Зудина А.А. Экономически уязвимые группы молодежи в странах ОЭСР и России // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 11. С. 99–107. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-11-99-107 EDN: SLYCXV
  • 7. Габдрахманов Н.К., Лешуков О.В., Платонова Д.П. Обеспеченность бюджетными местами региональных систем высшего образования с учетом демографических трендов // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 4. С. 32–45. DOI: 10.15826/umpa.2019.04.027 EDN: OOFHZO
  • 8. Гильтман М.А., Обухович Н.В., Токарева О.Е. Активная и пассивная политика на российском рынке труда: централизация или регионализация? // Вопросы экономики. 2019. № 6. С. 79–98. DOI: 10.32609/0042-8736-2019-6-79-98 EDN: ZJZGUQ
  • 9. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И., Абанкина И.В. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 272 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1937-0 EDN: CBQJGP
  • 10. Захаров А.Б., Адамович К.А. Региональные различия в доступе к образовательным ресурсам, в академических результатах и в траекториях российских учащихся // Экономическая социология. 2020. Т. 20. № 1. С. 60–80. DOI: 10.17323/1726-3247-2020-1-60-80 EDN: KTKAEL
  • 11. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 34–44. DOI: 10.7868/S0132162518030030 EDN: LAYWBV
  • 12. Кузьминов Я.И., Орехин П.В., Нетреба П.Н. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 112 c.
  • 13. Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Региональная дифференциация доступности высшего образования в России. Серия: Современная аналитика образования. 2020. Т. 13. № 43. — 69 с.
  • 14. Мальцева В.А., Шабалин А.И. Не-обходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10–42. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-10-42 EDN: VFPICX
  • 15. Мониторинг качества приема в вузы: основные итоги 2020 // Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики [электронный ресурс]. Дата обращения 13.10.2020. URL: https://ege.hse.ru/stata_2020
  • 16. Овчарова Л.Н., Бирюкова С.С., Селезнева Е.В., Абанокова К.Р. Доходы, расходы и социальное самочувствие населения России в 2012–2016 гг. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 58 c.
  • 17. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Влияние «качества» вуза на заработную плату выпускников // Вопросы экономики. 2016. Т. 12. № 8. С. 74–95. DOI: 10.32609/0042-8736-2016-8-74-95 EDN: WIMDMH
  • 18. Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 539–554. DOI: 10.17323/727-0634-2019-17-4-539-554 EDN: ZVTCLN
  • 19. Чередниченко Г.А. Траектории заочников высшей школы в сфере образования и труда // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 165–187. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-165-187 EDN: NYPTCY
  • 20. Ястребов Г.А. Социальная мобильность в постсоветской России: новый взгляд на проблему (с использованием продвинутых методов анализа) // Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 2. С. 127–136. EDN: VUZMPL
  • 21. Agasisti T. Towards “Lisbon objectives”: Economic determinants of participation rates in university education: an empirical analysis in 14 European countries. Higher Education Quarterly. 2009. Vol. 63. No. 3. P. 287–307. DOI: 10.1111/j.1468-2273.2008.00416.x
  • 22. Allmendinger J., Leibfried S. Education and the welfare state: the four worlds of competence production. Journal of European social policy. 2003. Vol. 13. No. 1. P. 63–81. DOI: 10.1177/0958928703013001047
  • 23. Arnhold N., Bassett R.M. Steering Tertiary Education. Washington: World Bank, 2021. 88 p. DOI: 10.1596/36328
  • 24. Beblav? M., Thum A.E., Veselkova M. Education and social protection policies in OECD countries: Social stratification and policy intervention. Journal of European Social Policy. 2013. Vol. 23. No. 5. P. 487–503. DOI: 10.1177/0958928713499174
  • 25. Becker U., Vasileva A. Russia's political economy re-conceptualized: A changing hybrid of liberalism, statism and patrimonialism. Journal of Eurasian Studies. 2017. Vol. 8. No. 1. P. 83–96. DOI: 10.1016/j.euras.2016.11.003
  • 26. Beller E., Hout M. Welfare states and social mobility: How educational and social policy may affect cross-national differences in the association between occupational origins and destinations. Research in social stratification and mobility. 2006. Vol. 24. No. 4. P. 353–365. DOI: 10.1016/j.rssm.2006.10.001
  • 27. Bluhm K., Varga M. Conservative developmental statism in east central Europe and Russia. New Political Economy. 2020. Vol. 25. No. 4. P. 642–659. DOI: 10.1080/13563467.2019.1639146
  • 28. Boudon R. Education, opportunity, and social inequality: Changing prospects in western society. N.Y.: Wiley, 1974. xxvii, 220 p.
  • 29. Breen R., Goldthorpe J.H. Explaining educational differentials: Towards a formal rational action theory. Rationality and society. 1997. Vol. 9. No. 3. P. 275–305. DOI: 10.1177/104346397009003002
  • 30. Busemeyer M.R. Skills and inequality: Partisan politics and the political economy of education reforms in western welfare states. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 326 p. DOI: 10.1017/CBO9781107477650
  • 31. Cantwell B., Marginson S., Smolentseva A. High participation systems of higher education. Oxford: Oxford University Press, 2018. 496 p. DOI: 10.1093/oso/9780198828877.001.0001
  • 32. Chetvernina T. Trade unions in transitional Russia–peculiarities, current status and new challenges. SEER-South-East Europe Review for Labour and Social Affairs. 2009. No. 03. P. 407–431. DOI: 10.5771/1435-2869-2009-3-407
  • 33. Estevez-Abe M., Iversen T., Soskice D. Social protection and the formation of skills: A reinterpretation of the welfare state. Varieties of capitalism: The institutional foundations of comparative advantage. Oxford: Oxford University Press, 2001. P. 145–183. DOI: 10.1093/0199247757.003.0004
  • 34. Gimpelson V. The labor market in Russia, 2000–2017. IZA World of Labor. 2019. No. 466. DOI: 10.15185/izawol.466
  • 35. Hall P., Soskice D. An Introduction to Varieties of Capitalism. Varieties of capitalism: The institutional foundations of comparative advantage. Oxford: Oxford University Press, 2001. P. 1–68. DOI: 10.1093/0199247757.003.0001
  • 36. Hega G., Hokenmaier K. The welfare state and education: a comparison of social and educational policy in advanced industrial societies. German Policy Studies. 2002. Vol. 2. No. 1. P. 143–173.
  • 37. Iversen T., Stephens J. Partisan politics, the welfare state, and three worlds of human capital formation. Comparative political studies. 2008. Vol. 41. No. 4–5. P. 600–637. DOI: 10.1177/0010414007313117
  • 38. Kainu M., Kulmala M., Nikula J., Kivinen M. The Russian Welfare State System. The Routledge International Handbook of Welfare State Systems. Ed. by C. Aspalter. Oxon: Routledge, 2017. P. 291–316.
  • 39. Kapelyushnikov R., Kuznetsov A., Kuznetsova O. Diversity within capitalism: the Russian labour market model. Employee Relations. 2011. Vol. 33. No 4. P. 395–412. DOI: 10.1108/01425451111142693
  • 40. Konstantinovskiy D. Expansion of higher education and consequences for social inequality (the case of Russia). Higher education. 2017. Vol. 74. No. 2. P. 201–220. DOI: 10.1007/s10734-016-0043-7
  • 41. Malinovskiy S., Shibanova E. Higher education in welfare regimes: Three worlds of post-Soviet transition. Journal of European Social Policy. June 2. 2022. P. 1–17. DOI: 10.1177/09589287221101344
  • 42. Marginson S. The worldwide trend to high participation higher education: Dynamics of social stratification in inclusive systems. Higher Education. 2016. Vol. 72. No. 4. P. 413–434. DOI: 10.1007/s10734-016-0016-x
  • 43. Melianova E., Parandekar S., Patrinos H., Volgin A. Returns to Education in the Russian Federation: Some New Estimates. Washington: World Bank, 2020. 44 p.
  • 44. Minina E., Yanbarisova D., Pavlenko E. Educational choice of Russian high school students in grade nine. International Studies in Sociology of Education. 2020. Vol. 29. No. 4. P. 326–343. DOI: 10.1080/09620214.2020.1728362
  • 45. Pechar H., Andres L. Higher-education policies and welfare regimes: International comparative perspectives. Higher Education Policy. 2011. Vol. 24. No. 1. P. 25–52. DOI: 10.1057/hep.2010.24
  • 46. Peter T., Edgerton J., Roberts L. Welfare regimes and educational inequality: a cross?national exploration. International studies in Sociology of Education. 2010. Vol. 20. No. 3. P. 241–264. DOI: 10.1080/09620214.2010.516111
  • 47. Prakhov I., Yudkevich M. University admission in Russia: Do the wealthier benefit from standardized exams? International Journal of Educational Development. 2019. Vol. 65. P. 98–105. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2017.08.007
  • 48. Raitano M. Intergenerational transmission of inequalities in Southern European countries in comparative perspective: Evidence from EU-SILC 2011. European Journal of Social Security. 2015. Vol. 17. No. 2. P. 292–314. DOI: 10.1177/138826271501700208
  • 49. Remington T. F., Marques I. The reform of skill formation in Russia: Regional responses. Europe-Asia Studies. 2020. Vol. 72. No. 7. P. 1125–1152. DOI: 10.1080/09668136.2020.1717447
  • 50. Salmi J., D'Addio A. Policies for achieving inclusion in higher education. Policy Reviews in Higher Education. 2021. Vol. 5. No. 1. P. 47–72. DOI: 10.1080/23322969.2020.1835529
  • 51. Schofer E., Ramirez F., Meyer J. The societal consequences of higher education. Sociology of Education. 2021. Vol. 94. No. 1. P. 1–19. DOI: 10.1177/0038040720942912
  • 52. Schulze-Cleven T. Organizing Competition: Regulatory Welfare States in Higher Education. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2020. Vol. 691. No. 1. P. 276–294. DOI: 10.1177/0002716220965891
  • 53. Shibanova E., Malinovskiy S. Higher education in Soviet and Russian welfare states: hybridization, continuity and change. European Journal of Higher Education. 2021. Vol. 11. No. 3. P. 273-291. DOI: 10.1080/21568235.2021.1945475
  • 54. Stevens M., Shibanova E. Varieties of state commitment to higher education since 1945: Toward a comparative-historical social science of postsecondary expansion. European Journal of Higher Education. 2021. Vol. 11. No. 3. P. 219–238. DOI: 10.1080/21568235.2021.1944252
  • 55. Trow M. Twentieth-century higher education: Elite to mass to universal. Ed. By M. Burrage. Baltimore: JHU Press, 2010. 640 p.
  • 56. West A., Nikolai R. Welfare regimes and education regimes: Equality of opportunity and expenditure in the EU (and US). Journal of Social Policy. 2013. Vol. 42. No. 3. P. 469–493. DOI: 10.1017/S0047279412001043

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2022. Том. 28. № 3.
>> Архив журнала