Журнал: Социологическая наука и социальная практикаЗернов Д. В., Шалютина Н. В.Молодёжь в социальных сетях: масштабирование социальных взаимодействий и практики формирования индивидуальных медиасред (на материалах региональных исследований)

Журнал: Социологическая наука и социальная практика

Зернов Д. В., Шалютина Н. В.

Молодёжь в социальных сетях: масштабирование социальных взаимодействий и практики формирования индивидуальных медиасред (на материалах региональных исследований)

DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2024.12.2.2
Зернов Дмитрий Васильевич
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия
кандидат политических наук, доцент
Шалютина Надежда Владимировна
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия
кандидат социологических наук, доцент, доцент

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Зернов Д. В., Шалютина Н. В. Молодёжь в социальных сетях: масштабирование социальных взаимодействий и практики формирования индивидуальных медиасред (на материалах региональных исследований) // Социологическая наука и социальная практика. 2024. Том. 12. № 2. С. 27-54.
DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2024.12.2.2. EDN: HVERVL

Рубрика:

СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИЙ

Аннотация:

Актуальность исследования цифровых практик молодёжи в социальных сетях связана как с ростом влияния социальных медиа на все сферы жизни молодёжи, так и с процессами адаптации пользователями цифровых технологий под собственные потребности. Использование студентами социальных медиа рассматривается как коммуникативная практика, находящаяся под влиянием объективных и субъективных факторов. Пользователи выступают как активные субъекты, осуществляющие действия по комбинированию каналов коммуникации на основе, с одной стороны, социотехнических аффордансов социальных медиа, с другой – собственных целей и потребностей. Эмпирической базой анализа выступают данные социологических исследований, проведённых среди студенческой молодёжи Нижнего Новгорода с 2021 по 2023 гг., среди которых: четыре анкетных опроса (2021– 2023 гг.) и одна серия глубинных интервью (2023 г.). Триангуляция данных анкетных опросов и материалов глубинного интервью студентов позволяет описать практики медиаиспользования как в количественных данных, так и с точки зрения социальных смыслов взаимодействий. Полученные результаты позволяют выделить основные элементы, формирующие практики использования медиа: 1) выбор цифрового пространства взаимодействий (по параметрам «публичности-приватности») и практики индивидуального комбинирования социальных сетей и мессенджеров; 2) количество используемых аккаунтов; 3) пользовательский контроль над выкладываемой в профиль личной информацией. Через анализ динамики популярности социальных сетей описаны объективные факторы, влияющие на выбор молодёжи цифрового пространства. Делается вывод об усилении тенденции к приватности социальных взаимодействий в цифровом пространстве. Обозначены сценарии конструирования индивидуальной полимедиасреды на основе социотехнических параметров, соответствующих пользовательским мотивам и потребностям. Рассмотрены три основные коммуникационные потребности, удовлетворяемые в социальных медиа: 1) неформальное общение по линии «сильных связей», реализуемое преимущественно посредством мессенджеров; 2) поддержание «слабых связей» путём комбинирования различных медиаканалов и управления количеством участников взаимодействий; 3) формирование «квазисвязей» и наблюдение за «другими». Показано, что удовлетворение этих потребностей мотивирует молодых людей адаптировать свои цифровые практики к различным фреймам социальных взаимодействий, обозначая демаркации между публичным и приватным пространствами. Выявлены две доминирующие стратегии формирования индивидуальной медиасреды. Сделан вывод о масштабировании молодыми людьми цифровых взаимодействий на основе системы социальных ожиданий, потребностей и целей.

Литература:

  • 1. Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа / Пер. с. англ. А. В. Гасилина. М. : Рипол-Классик, 2019. 384 с. ISBN 978-5-386-13461-7.
  • 2. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчуковой. М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 382 с. ISBN 5-93947-016-5. EDN OXCHMG.
  • 3. Lasswell H. D. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas. a series of addresses / L. Bryson (ed.). N. Y. : Harper, 1948. P. 37–51.
  • 4. Blumler J., Katz E. The Uses of Mass Communications: Current Perspectives on Gratifications Research. Beverly Hills : Sage Publications, 1974. 318 p. ISBN 978-08-039-03401.
  • 5. Hjarvard S. The Mediatization of Culture and Society. L. : Routledge, 2013. 192 p. ISBN 978-11-365-80444.
  • 6. Lundby K. Mediatization of communication // Handbooks of Communication Science. Vol. 21. Mediatization of communication / K. Lundby. Berlin : De Gruyter Mouton, 2014. P. 3–35. DOI 10.1515/9783110272215.3.
  • 7. Domestication of Media and Technology / Eds. T. Berker, M. Hartmann, Y. Punie, K. Ward. N. Y. : Open University Press, 2006. 255 p. ISBN 978-0335217687.
  • 8. Зернов Д. В. Медиатизация исторической памяти молодёжи и проблемы регулирования фейковой информации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 1 (57). С. 265–267. EDN CDSXCL.
  • 9. How the World Changed Social Media / D. Miller, E. Costa, N. Haynes [et al]. L. : UCL Press, 2016. 262 p. ISBN 978-1910634493. DOI 10.14324/111.9781910634493.
  • 10. Мадиану М., Миллер Д. Полимедиа: новый подход к пониманию цифровых средств коммуникации в межличностном общении // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 1 (143). С. 334–356. DOI 10.14515/monitoring.2018.1.17. EDN YQUCSQ.
  • 11. Boyd D. Social Network Sites as Networked Publics: Affordances, Dyna+mics, and Implications // Networked Self: Identity, Community, and Culture on Social Network Sites. New York and L. : Routledge, 2010. P. 39–58. DOI 10.4324/9780203876527-8.
  • 12. Зернов Д. В., Шалютина Н. В. Типология интернет-практик молодёжи в социальных сетях: ориентации и режимы использования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 4 (68). С. 84–94. DOI 10.52452/18115942_2022_4_84. EDN QUAOCE.
  • 13. Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социоструктурный взгляд // Экономическая социология. 2011. Т. 12, № 2. С. 49–79. EDN OYTSGN.
  • 14. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М. : «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 463 с. ISBN 5-86090-102-Х. EDN QOCITF.
  • 15. Теоретические аспекты изучения медиапотребления российской молодёжи: к пересмотру теории использования и удовлетворения / Д. В. Дунас, С. А. Вартанов, Д. Ю. Кульчицкая [и др.] // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2019. № 2. С. 3–28. DOI 10.30547/vestnik.journ.2.2019.328. EDN WUWRDF.
  • 16. Гоффман Э. Поведение в публичных местах: заметки о социальной организации сборищ / Пер. с. англ. А. Корбута. М. : Элементарные формы, 2017. 382 с. ISBN 978-5-9500244-0-5.
  • 17. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / Пер. с. англ. И. О. Тюриной. М. : Академический Проект, 2013. 496 с. ISBN 978-5-8291-1479-4. EDN VRSDOV.
  • 18. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Пер. с. англ. З. Замчук, Н. Макаровой, Н. Трифоновой. СПб. : Питер, 2007. 335 с. ISBN 5-469-00033-8.
  • 19. Boyd D. Social Network Sites: Public, Private or What? // Knowledge Tree. 2007. Vol. 13, № 1. P. 1–7.
  • 20. Hjarvard S. The Mediatization of Society. A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change // Nordicom Review. 2008. № 29 (2). P. 105–134.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2024. Том. 12. № 2.
>> Архив журнала