Zygmunt Bauman, In Memoriam

Zygmunt Bauman, In Memoriam

Ушел из жизни крупнейший социолог мирового уровня, наиболее близкий, по моему мнению, менталитету большинству российских социологов. Недаром его книги и статьи переводились на русский язык, изучались и комментировались чаще других западных социологов первой десятки. По моему представлению, Бауман был представителем старой (энциклопедической) школы в мировой социологии, с равным профессионализмом и доступностью исследовавший самые разные процессы и проблемы современности.

Однако у Баумана была некоторая центральная тема его интереса: современное общество в процессе его глобализации и проблема индивида, личности в нем, одновременно как ее агента и зависимой от нее фигуры в самых разных аспектах: ее формирования, семьи, местного сообщества, проблем современного образования, непрерывного обучения и многих других. Одной из первых, переведенных на русский язык книг Баумана на тему современной ситуации в мире, была его работа «Глобализация и индивид», изданная более полутора десятка лет назад. Если бы наши специалисты в области социализации детей и взрослых внимательно вчитались в размышления Баумана по поводу перемен в системе образования, мы бы, как минимум, не испытывали перманентной перетряски принципов российского среднего и высшего образования.

А центральная, «сквозная» идея многих работ Баумана была, в общем, проста: коль современное общество находится в процессе непрерывного изменения, значит, и его институты первичной и последующей социализации индивида, включая семью, местное сообщество и специализирующиеся на образовании и обучении, должны находиться в процессе непрерывных перемен. Отсюда и интерес Баумана к вопросам «вторичного» и «третичного» обучения (непрерывного образования), к роли обучающих практик гражданского общества и т.д.

Бауман написал шесть или семь монографий по проблемам непрерывно изменяющегося современного общества или, как он его называл, «текучей современности» (liquid modernity), включая само общество и различные его институты и стороны. Но Бауман был не чужд и изучению его противоречий. Он неоднократно подчеркивал, что одни его члены сверх-мобильны (его излюбленный образ преуспевающего индивида как человека «в легких тапочках и с мобильником в руке»), тогда как другие обречены на пожизненную привязанность к жизни в одном городе или поселке. Более того, Бауман считал это неравенство проявлением общесоциального неравенства современного общества и источником его противоречий и конфликтов.

Бауман в отличие от многих своих коллег по социологическому цеху никогда не боялся рассуждать о проблемах «текучей современности» в терминах острых социальных противоречий, классовой структуры и классовой борьбы и т.д. Его перу принадлежит, пожалуй, единственная в своем роде работа по проблемам тотальной социальной «эксклюзии», когда общество вообще перестает нуждаться в своих гражданах, в их знаниях и уменьях.  Эта его работа 2004 г. так и называется «мусорные люди», или, по привычной для старшего поколения терминологии, отверженные, “The Wasted Lives. Modernity and its Outcasts.” Malden, MA: Blackwell Publishing Inc., 140 pp.). Бауман полагал, что проблема «отверженных» является ключом для понимания социальных проблем самого разного масштаба, от глобальных до сугубо личностных проблем и конфликтов.

Ход времен неумолим, и мировая социология теряет своих наиболее глубоких и ярких мыслителей: У. Бек, Д. Урри и вот теперь – З. Бауман. Кто придет им на смену?

 

Яницкий О.Н. 10/01/2017