Cкорость перемен обгоняет их осмысление

Cкорость перемен обгоняет их осмысление

Я не мог и подумать, что то, о чем я писал только вчера в предыдущем блоге, получит подтверждения сразу с двух сторон, с социальной и с научной. Я имею в виду зверское убийство полицейским США афроамериканца и запуск «возвратного» космического корабля, сконструированного корпорацией И. Маска, на международную космическую станцию. Оказывается не только зловредный микроб или бит ложной информации, но также неправомерные действия всего одного «силовика» или достижение научной мысли, могут спровоцировать как массовые протесты по всему миру, так и необходимость пересмотра нашей научной политики.

Такие инциденты бывали в США не раз и в прошлом, но чтобы они спровоцировали массовые протесты по всему миру, это – случай исключительный. То же – и про науку. Соревнование между США и СССР/РФ за господство в космосе идет уже много десятилетий, но оно никак не сводится только к военному превосходству. Это –соревнование за господство в науке и культуре, которое готовится десятилетиями.  Сколько в СССР было Нобелевских лауреатов? Начиная от И.П. Павлова до Ж. Алферова – не менее десяти, а сейчас – ни одного! Потому что Нобелевский лауреат – это не просто выдающийся ученый, а результат деятельности целой научной школы, которая формировалась в СССР, начиная с 1920х гг.

Можно сколько угодно критиковать советскую власть, но то, что она создала передовую систему образования и научную школу, что под руководством Н.А. Семашко была создана передовая система медицинского обслуживания, это было очевидно. Так случилось, что я знал нескольких Нобелевских лауреатов и их коллег того времени, а Семашко, будучи уже на пенсии, опекал меня, тогда еще подростка. Это позволило мне с юных лет осознать, сколь важна наука, разностороннее образование и связанные с ними технологии, будь то космическая отрасль или повседневная рутина медицинского обслуживания.

Что касается социологии как науки сегодня, то здесь задача тройная: видеть дальше, за пределами текущих событий, учиться предсказывать будущее и готовить для такого прогностического подхода молодые кадры.

02.06.2020